Главная / Иная деятельность / Противодействие коррупции / Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация
19 июня 2017 года в рамках мероприятий по антикоррупционному просвещению государственных гражданских служащих Управления Федерального казначейства по Ульяновской области Отделом кадров была проведена лекция по вопросам применения действующего законодательства, регламентирующего получение подарков
17 мая 2017 года Федеральным казначейством была проведена видеоконференция с участием руководителя Федерального Казначейства Артюхина Р.Е.
В своем докладе Роман Евгеньевич прокомментировал реализацию требований действующего законодательства, регламентирующего получение подарков государственными гражданскими служащими в связи с их должностным положениям или исполнением ими служебных обязанностей.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 09 января 2014 года № 10 Федеральным казначейством издан приказ от 12 ноября 2014 года № 270 «Об организации в Федеральном казначействе работы по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 09 января 2014 года № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положениям или исполнением ими служебных обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации(выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации».
Эти нормативные акты регулируют порядок получения государственными гражданскими служащими подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с должностным положением или исполнением служебных (должностных) обязанностей. Я подчеркиваю: исходя из смысла указанных нормативных актов получение гражданскими служащими подарков в связи с должностным положением или исполнением должностных обязанностей законно только в ходе проведения официальных мероприятий! Получение любого, подчеркиваю любого подарка вне протокольного мероприятия в связи с должностным положением является нарушением закона. Таков смысл запрета, предусмотренного пунктом 6 части 1 статьи 17Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который гласит: «получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Также прошу обратить внимание на позицию Федерального казначейства по вопросу — какие ситуации считать «связанными с должностным положением или исполнением служебных обязанностей». Руководитель Федерального казначейства Роман Евгеньевич Артюхин считает, что связь получения подарка и должностного положения одаряемого лица имеется, если подарок вручается на рабочем месте, в здании Управления и т.п., даже если повод для подарка — день рождения или другая памятная дата.
И обращаю Ваше внимание на предельно жесткую позицию руководства Федерального казначейства по запрету получения абсолютно всех подарков в связи с должностным положением или исполнением служебных (должностных) обязанностей, а не только тех, стоимость которых превышает 3000 рублей. В своем докладе Р.Е. Артюхин дал указание руководителям Управлений принять в связи с этим такие организационные меры как исключение проноса на территорию Управления различных объемных пакетов, вещей, цветов и всего иного, не имеющего непосредственного отношения к работе Управления посторонними людьми, дать соответствующие указания Постам охраны Управления. У нас установлен законодательно запрет на подарки, дарить подарки и получать их государственными служащими.
Также хочу привести Вам в качестве примера одно из многочисленных разъяснений нормы о запрете принимать подарки государственными гражданскими служащими, с которыми вы сами можете ознакомиться в правовой системе «Консультант плюс». Имеет место точка зрения, согласно которой является нарушением вышеназванного запрета ситуация, когда гражданские служащие органа государственной власти в день юбилея руководителя указанного органа после окончания рабочего дня (служебного времени) поздравили его на рабочем месте и вручили ему подарок стоимостью более трех тысяч рублей. По мнению эксперта, в рассматриваемом случае имеет значение не факт получения подарка в служебное либо неслужебное время, а факт получения подарка в связи с исполнением должностных обязанностей, так как гражданские служащие непосредственно подчинены указанному должностному лицу по службе. Гражданские служащие, подчиненные руководителю, в целях применения указанного запрета признаются физическими лицами, так как законодательством не предусмотрено иное. Следовательно, запрет распространяется и на случаи получения подарка от таких физических лиц (работников, находящихся в непосредственном подчинении).
И Вы все должны четко установить ту грань, которая отличает подарки, полученные от коллег, и обусловленные, скорее всего Вашим служебным положением, от подарков, получение которых не запрещено законом. Если подарки вручаются на рабочем месте, то это, скорее всего, обусловлено вашим служебным статусом, что является недопустимым. Не нарушает запрет лишь ситуация, когда подарок вручается Вашими близкими, друзьями и за пределами Управления.
В соответствии с Порядком получения государственными гражданскими служащими подарков в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с должностным положением или исполнением служебных (должностных) обязанностей подарки признаются федеральной собственностью и должны передаваться по акту в Управление. Нарушение установленного порядка является серьезным нарушением запрета, создает условия для возникновения конфликта интересов, ставя под сомнения объективность принимаемых нами решений и может повлечь ответственность, предусмотренную законодательством, вплоть до увольнения в связи с утратой доверия. Если подарок может расцениваться как взятка, то может наступить и уголовная ответственность.
Особое внимание Руководитель Федерального казначейства Р.Е. Артюхин обратил на важность соблюдения подобного запрета и усиление ответственности за его нарушение, в том числе и руководителей Управления, не принимающих меры по недопущению получения подарков гражданскими служащими, указал на необходимость повышения бдительности и усиления контроля за подчиненными гражданскими служащими, исключение проноса подарков на территорию Управления даже в такие праздники как 8 марта и 23 февраля. Поздравлять сослуживцев с личными праздниками Р.Е. Артюхин посоветовал открыткой в электронном виде или смс.
Кроме того, в своем докладе Руководитель Федерального казначейства призывает нас минимизировать активность в социальных сетях, избегать размещения в публичных информационных сетях корпоративных мероприятий с участием сотрудников Управления и сомнительных фотографий. Необходимо, говорил Р.Е. Артюхин, воздерживаться от поведения, которое может вызвать сомнения в нас, в добросовестности исполнении нами должностных обязанностей.
Являясь контролерами мы должны предъявлять самые высокие стандарты к самим себе.