МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНФИН РОССИИ)

Ильинка, д. 9, Москва, 109097
Телетайп: 112008
телефакс: 625-08-89

30.08.2010 № 02-03-07/3312

  Руководителю
Федерального казначейства


Р.Е. Артюхину


Уважаемый Роман Евгеньевич!


Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел в части своей компетенции письмо Федерального казначейства от 6 августа 2010 г. № 42-9.3-02/29, по вопросу оплаты получателями средств федерального бюджета исполнительского сбора и сообщает.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы . Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой | 124.1 Бюджетного кодекса.

Кроме того, пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса установлено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Бюджетным кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, взыскание с получателей средств федерального бюджета исполнительского сбора осуществляется только на основании судебных актов.

Вместе с тем, в соответствии с положениями пункта 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. № 13-П исполнительский сбор по своей природе является административной штрафной санкцией, поскольку относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджетную систему Российской Федерации.

В связи с изложенным, в отношении порядка добровольного исполнения получателем средств федерального бюджета постановления о взыскании исполнительского сбора, вынесенного судебным приставом-исполнителем в отношении данного получателя средств федерального бюджета, по мнению Департамента, следует руководствоваться письмом Министерства финансов Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. № 08-04-05/654.

Приложение:

  • 1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. № 13-П на 7 л. в 1 экз.

  • 2. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. № 08-04-05/654 на 1 л. в 1 экз.




    Директор Департамента
    бюджетной политики и методологии
    А.М. Лавров