МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНФИН РОССИИ)

ПРИКАЗ

25.12.2008 № 146н

Москва

Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля

В соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 1998, №31, ст. 3823; 2007, № 18, ст. 2117; № 45, ст. 5424), Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №31, ст. 3258), и в целях осуществления нормативного и методического обеспечения деятельности по осуществлению, государственного (муниципального) финансового контроля федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнительно -распорядительными органами (должностными лицами) муниципальных образований приказываю:

  1. Утвердить прилагаемое Положение о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля.
  2. Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (С.Ю.Павленко) применять Положение, указанное в пункте 1 настоящего приказа, при осуществлении в соответствии со статьей 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации контроля за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

 

 

 

Заместитель Председателя Правительства
Российской Федерации - Министр финансов
Российской Федерации

А.Л. Кудрин

 

 


Приложение к
приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 25.12.2008 № 146н

Положение
о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля

I. Общие положения

  1. Настоящее Положение устанавливает требования к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля (далее - контрольная деятельность).
  2. Настоящее Положение распространяется на деятельность федеральных органов исполнительной власти (далее - субъект финансового контроля) при организации и осуществлении ими финансового контроля в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
  3. Настоящее Положение не распространяется на финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
  4. Настоящее Положение может применяться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнительно-распорядительными органами (должностными лицами) муниципальных образований при организации и осуществлении финансового контроля в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
  5. II. Требовании к осуществлению контрольной деятельности

  6. Контрольная деятельность осуществляется субъектом финансового контроля в порядке, установленном в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
  7. С целью организации и осуществления контрольной деятельности должны быть обеспечены:

  8. Субъект финансового контроля устанавливает критерии оценки результативности контрольной деятельности в целом, а также работы каждого работника финансового контроля.
  9. При осуществлении контрольной деятельности работники финансового контроля руководствуются следующими принципами:
  10. Независимость работников финансового контроля состоит в том, что при проведении контрольного мероприятия они независимы от объекта финансового контроля, в том числе:

    Работники финансового контроля должны принимать меры по предотвращению конфликта интересов при проведении контрольных мероприятий.

  11. Профессиональная компетентность работников финансового контроля состоит в том, что при осуществлении контрольной деятельности они обладают необходимыми профессиональными знаниями и навыками и постоянно поддерживают их на должном уровне.
  12. Должная тщательность работников финансового контроля состоит в своевременном и точном исполнении обязанностей, предусмотренных настоящим Положением, установленным порядком осуществления субъектом финансового контроля контрольной деятельности, программой контрольного мероприятия.
  13. При осуществлении контрольной деятельности работники финансового контроля должны проявлять профессиональный скептицизм.

    Проявление профессионального скептицизма означает, что весомость полученных доказательств критически оценивается, доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства объекта финансового контроля либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений, внимательно изучаются. Профессиональный скептицизм необходим, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема процедур контроля, а также при оценке их результатов.

  14. Контрольная деятельность подлежит планированию.
  15. Планирование контрольной деятельности осуществляется путем составления и утверждения субъектом финансового контроля плана контрольной деятельности на календарный год.
  16. План контрольной деятельности представляет собой перечень контрольных мероприятий (ревизий, проверок), которые планируется осуществить в следующем календарном году.

    В плане контрольной деятельности по каждому контрольному мероприятию устанавливается объект финансового контроля, проверяемый период, суммы финансирования в проверяемом периоде, форму контрольного мероприятия, срок проведения контрольного мероприятия, ответственные исполнители.

  17. При планировании контрольной деятельности учитываются:
  18. Субъект финансового контроля организует контроль за исполнением плана контрольной деятельности.
  19. Внеплановые контрольные мероприятия назначаются в установленном порядке осуществления субъектом финансового контроля контрольной деятельности.
  20. Качество контрольной деятельности подлежит систематическому контролю.
  21. Предметом контроля качества контрольной деятельности является соблюдение при осуществлении контрольной деятельности бюджетного законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, настоящего Положения и установленного порядка осуществления субъектом финансового контроля контрольной деятельности.
  22. Контроль качества контрольной деятельности осуществляется субъектом финансового контроля, который определяет формы, методы, периодичность и сроки такого контроля (порядок контроля качества).

    Порядок контроля качества контрольной деятельности должен обеспечивать оперативность и результативность такого контроля.

    При определении порядка контроля качества контрольной деятельности учитываются следующие факторы:

  23. В ходе контроля качества контрольной деятельности в обязательном порядке проверяются организация такой деятельности, ее планирование и результативности а также отчетность о ней.
  24. Субъект финансового контроля обеспечивает систематическое обобщение результатов контроля качества контрольной деятельности и информирование о них работников финансового контроля.
  25. Субъектом финансового контроля обеспечивается систематическая отчетность работников финансового контроля о результатах контрольной деятельности.
  26. Отчетность о результатах контрольной деятельности составляется на основе обобщения и анализа результатов контрольных мероприятий.
  27. Отчетность о результатах контрольной деятельности составляется и представляется в установленном порядке осуществления субъектом финансового контроля контрольной деятельности.
  28. III. Требования к организации и проведению контрольных мероприятий

  29. Проведение каждого контрольного мероприятия подлежит подготовке субъектом финансового контроля.

    Целью подготовки контрольного мероприятия является обеспечение его качества, результативности и своевременности.

  30. При подготовке контрольного мероприятия:
  31. При подготовке контрольного мероприятия субъектом финансового контроля учитывается:
  32. Объем контрольного мероприятия определяется перечнем и характером процедур контроля, которые необходимы для достижения цели контрольного мероприятия при данных обстоятельствах.
  33. Программа контрольного мероприятия составляется и утверждается до начала контрольного мероприятия в установленном порядке осуществления субъектом финансового контроля контрольной деятельности.
  34. Программа контрольного мероприятия должна содержать:
  35. В ходе контрольного мероприятия должен осуществляться контроль за работой членов ревизионной группы и ее результатами.

    Контроль в ходе контрольного мероприятия осуществляется для достижения цели этого мероприятия и обеспечения качества работы членов ревизионной группы.

  36. Контролю в ходе контрольного мероприятия подлежит:
  37. Контроль в ходе контрольного мероприятия осуществляется руководителем ревизионной группы, а также более опытными членами ревизионной группы в отношении работы менее опытных членов ревизионной группы.
  38. Контроль за организацией и содержанием контрольного мероприятия осуществляется по мере проведения этого мероприятия до составления акта контрольного мероприятия.

    В ходе контроля необходимо удостовериться в том, что:

  39. При проведении контрольного мероприятия ревизионной группой изучается система внутреннего контроля объекта финансового контроля (далее - система внутреннего контроля) и оценивается ее надежность.
  40. В зависимости от вида контрольного мероприятия изучение и оценка надежности могут проводиться в отношении элементов системы внутреннего контроля:
  41. Глубина изучения и оценки надежности системы внутреннего контроля определяется целью контрольного мероприятия и тем, в какой степени ревизионная группа предполагает полагаться на эту систему, а также наличием у объекта финансового контроля подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля).
  42. Оценка системы внутреннего контроля, как правило, осуществляется на основе предыдущего опыта работы с объектом финансового контроля и подкрепляется:
  43. В случае, когда бухгалтерская или иные информационные системы объекта финансового контроля компьютеризированы, ревизионная группа должна определить, функционирует ли система внутреннего контроля таким образом, чтобы обеспечивать системность, надежность и полноту информации, формирующейся в указанных информационных системах.
  44. При наличии у объекта финансового контроля подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля) изучению подлежит также исполнение таким подразделением возложенных на него функций.
  45. При проведении контрольного мероприятия должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства, подтверждающие выводы, сделанные по результатам этого мероприятия.
  46. Доказательства - информация, полученная при проведении контрольного мероприятия, и результат ее анализа, которые подтверждают выводы, сделанные по результатам этого мероприятия.

    К доказательствам относятся первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бюджетная, статистическая и иная отчетность, результаты процедур контроля, проведенных в ходе контрольного мероприятия, заключения экспертов, письменные заявления должностных лиц объектов финансового контроля, а также документы и сведения, полученные из других достоверных источников.

  47. Доказательства считаются достаточными, если для подтверждения выводов, сделанных по результатам контрольного мероприятия, не требуются дополнительные доказательства. Достаточность представляет собой количественную меру доказательств.
  48. Доказательства считаются надлежащими, если они подтверждают выводы, сделанные по результатам контрольного мероприятия. Надлежащий характер представляет собой качественную сторону доказательств.
  49. Доказательства считаются надежными, если они обеспечивают высокую степень уверенности в выводах, сделанных по результатам контрольного мероприятия.

    Надежность доказательств зависит от их источника (внутренний, внешний) и от их формы (документальная, устная, визуальная).

  50. Оценка надежности доказательств основывается на следующем:
  51. Доказательства более надежны, если они получены из разных источников, имеют разное содержание и при этом не противоречат друг другу. В таких случаях обеспечивается более высокая степень уверенности в выводах, сделанных в ходе контрольного мероприятия, по сравнению с той, которая имела бы место при рассмотрении доказательств по отдельности.

    Если доказательства, полученные из одного источника, не соответствуют доказательствам, полученным из другого источника, должны быть определены дополнительные процедуры контроля, необходимые для выяснения причин такого несоответствия.

  52. Достаточность, надлежащий характер и надежность доказательств должны сопоставляться с расходами, связанными с получением доказательств.

    Однако сложность получения конкретного доказательства и связанные с этим расходы не являются основанием для отказа от получения данного доказательства.

  53. Доказательства получают в результате тестирования средств системы внутреннего контроля объекта финансового контроля и проведения проверок по существу.

    При тестировании средств системы внутреннего контроля осуществляются процедуры контроля, проводимые для получения доказательств надлежащей организации и эффективности функционирования системы бюджетного (бухгалтерского) учета и системы внутреннего контроля объекта финансового контроля.

    При проверке по существу осуществляются процедуры контроля, проводимые для получения доказательств наличия у объекта финансового контроля нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, а также искажений бюджетной отчетности объекта финансового контроля.

  54. Проверка по существу может проводиться путем выполнения: инспектирования, наблюдения, запроса, подтверждения, пересчета, аналитических процедур.
  55. Инспектирование представляет собой изучение записей, документов и (или) материальных активов.
  56. Наблюдение представляет собой отслеживание процесса или процедуры, выполняемой другими лицами (например, наблюдение за пересчетом материальных запасов, осуществляемым сотрудниками объекта финансового контроля; наблюдение за процедурами внутреннего контроля, по которым не остается документальных свидетельств).
  57. Запрос представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами объекта финансового контроля.

    При проведении контрольного мероприятия допустимы письменные запросы, адресованные третьим лицам, а также неформальные устные запросы, адресованные работникам объекта финансового контроля.

  58. Подтверждение представляет собой ответ на запрос информации, содержащейся в документах бюджетного (бухгалтерского) учета (например, подтверждение наличия и величины дебиторской задолженности, полученное непосредственно у дебитора),
  59. Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом финансового контроля, либо выполнение работником финансового контроля расчетов самостоятельно.
  60. Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей объекта контроля с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бюджетном (бухгалтерском) учете хозяйственных операций и их причин.
  61. Проведение контрольного мероприятия подлежит документированию.
  62. Рабочая документация (рабочие документы), т.е. документы и иные материалы, подготавливаемые либо получаемые в связи с проведением контрольного мероприятия, составляется при подготовке и проведении контрольного мероприятия, а также при осуществлении контроля в ходе этого мероприятия.
  63. В рабочих документах должно быть отражено обоснование всех существенных вопросов, по которым работнику финансового контроля необходимо выразить профессиональное мнение. В случаях, когда работник финансового контроля рассматривал сложные принципиальные вопросы или выражал по каким-либо существенным вопросам профессиональное мнение, в рабочие документы должны быть включены факты, известные этому работнику на момент формирования этого мнения.
  64. Рабочие документы должны составляться с такой степенью полноты и подробности, которая необходима и достаточна для обеспечения понимания проведенного контрольного мероприятия и выводов по его результатам.
  65. Объем рабочей документации по каждому контрольному мероприятию определяется работником финансового контроля, который руководствуется своим профессиональным мнением. Включение в рабочую документацию каждого рассмотренного в ходе контрольного мероприятия документа либо отражение в рабочем документе каждого рассматриваемого вопроса не является обязательным. Вместе с тем объем рабочей документации по контрольному мероприятию должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому работнику финансового контроля, не имеющему опыта работы по данному контрольному мероприятию, новый работник финансового контроля смог исключительно на основе полученной рабочей документации понять проделанную работу и обоснованность выводов прежнего работника финансового контроля.
  66. Форма и содержание рабочих документов определяются работником финансового контроля с учетом следующих факторов:

    В целях повышения эффективности подготовки и проведения контрольного мероприятия могут применяться утвержденные формы рабочей документации (бланки, вопросники, типовые письма, обращения и т.п.), а также единая структура комплектации рабочих документов.

  67. При включении в рабочую документацию документов и иных материалов, подготовленных объектом финансового контроля, работник финансового контроля должен убедиться в том, что такие документы и материалы подготовлены надлежащим образом.
  68. Рабочая документация по контрольному мероприятию должна содержать:
  69. Рабочие документы должны быть систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам конкретного контрольного мероприятия.
  70. Субъект финансового контроля устанавливает надлежащие процедуры обеспечения конфиденциальности и сохранности рабочих документов.
  71. Рабочая документация подлежит, хранению в соответствии с требованиями законодательства.

    Рабочая документация, а также документы, оформляющие результаты контрольного мероприятия, комплектуются, учитываются и хранятся в установленном порядке осуществления субъектом финансового контроля контрольной деятельности.

  72. Результаты контрольного мероприятия подлежат оформлению в письменном виде актом.
  73. Акт должен составляться на русском языке, иметь сквозную нумерацию страниц. Показатели, выраженные в иностранной валюте, приводятся в акте в этой иностранной валюте и в сумме в рублях, определенной по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату совершения соответствующих операций.
  74. Содержание акта должно основываться на следующем:
  75. При составлении акта должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения.
  76. Результаты контрольного мероприятия, излагаемые в акте, должны подтверждаться - достаточными надлежащими надежными доказательствами.
  77. В акте при описании каждого нарушения, выявленного в ходе контрольного мероприятия, должны быть указаны: положения законодательных и нормативных правовых актов, которые были нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, в чем выразилось нарушение, документально подтвержденная сумма нарушения, должностное, материально ответственное или иное лицо объекта финансового контроля, допустившее нарушение.
  78. В акте не допускаются:
  79. С актом должен быть ознакомлен руководитель объекта финансового контроля.
  80. Акт представляется лицу, назначившему контрольное мероприятие, для рассмотрения и принятия соответствующих решений.