(в ред. Приказов Казначейства РФ от 22.05.2008 № 128, от 11.11.2008 № 308)
В целях стандартизации оформления результатов проверок деятельности структурных подразделений центрального аппарата Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства приказываю:
И.о. Руководителя
Р.Е.АРТЮХИН
Приложение к приказу
Федерального казначейства
от 29 сентября 2005 г. № 176
(в ред. Приказов Казначейства РФ от 22.05.2008 № 128, от 11.11.2008 № 308)
Настоящие Методические рекомендации по оформлению результатов проверок деятельности структурных подразделений центрального аппарата Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства (далее - Методические рекомендации) подготовлены в соответствии с Положением об Управлении внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 22 октября 2008 г. № 281, Положениями об управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 04.03.2005 № 33н, в целях стандартизации оформления результатов проверок деятельности структурных подразделений центрального аппарата Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства. (в ред. Приказа Казначейства РФ от 11.11.2008 № 308)
Методические рекомендации применяются при оформлении результатов проверок деятельности структурных подразделений центрального аппарата Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства (далее - субъекты проверки), осуществляемых Управлением внутреннего контроля и аудита в соответствии с возложенными на него Положением об Управлении внутреннего контроля и аудита полномочиями, а также управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации в соответствии с возложенными на них положениями об управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации полномочиями.
Проверки осуществляются в соответствии с утвержденной программой, которая включает тему проверки, перечень проверяемых направлений деятельности субъектов проверки и вопросов, подлежащих проверке.
Результаты проведенных контрольных мероприятий по соответствующему направлению деятельности субъекта проверки, утвержденному программой, оформляются в форме справки. Справка состоит из вводной, описательной и заключительной частей.
Вводная часть справки должна содержать следующую информацию:
Вводная часть справки может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к проверке.
В зависимости от проверяемого направления деятельности субъекта проверки в справках указывается перечень открытых балансовых счетов по операциям, осуществляемым Федеральным казначейством, а также количество лицевых счетов, открытых на балансовых счетах, с указанием учреждений Банка России или кредитных организаций (филиалов), в которых эти счета открыты; перечень используемых прикладных программных продуктов; перечень и (или) количество администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации; количество клиентов, находящихся на обслуживании в субъекте проверки, и другая информация.
Описательная часть справки должна содержать информацию по вопросам, указанным в программе проверки по соответствующему направлению деятельности. В описательной части справки излагаются выявленные нарушения и недостатки в работе, для подтверждения которых: (в ред. Приказа Казначейства РФ от 11.11.2008 № 308)
Требования по унификации текста справки изложены в Приложении № 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
В заключительной части справки членами проверяющей группы с целью устранения выявленных в ходе проверки нарушений и недостатков, а также совершенствования деятельности проверяемого субъекта проверки даются рекомендации.
Справка подписывается проверяющими (проверяющим), поименованными в вводной части справки, а также уполномоченными должностными лицами (лицом) субъекта проверки, чем подтверждают факт ознакомления и свое согласие с результатами проверки.
При наличии возражений и замечаний по тексту справки подписывающее ее уполномоченное должностное лицо (должностные лица) субъекта проверки делает об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляет письменные возражения или замечания, которые приобщаются к справке и являются ее неотъемлемой частью.
В случае несогласия уполномоченного должностного лица субъекта проверки подписать справку с указанием на наличие замечаний руководитель группы, осуществляющей проверку, делает в справке специальную запись об отказе уполномоченного должностного лица субъекта проверки ознакомиться либо подписать справку. При этом обязательно указываются дата, время, обстоятельства и свидетели обращения к уполномоченному должностному лицу субъекта проверки с предложением ознакомиться и подписать справку, а также дата, время и обстоятельства получения отказа либо период времени, в течение которого не был получен ответ уполномоченного должностного лица субъекта проверки.
Справка составляется не менее чем в двух экземплярах.
Один экземпляр остается в субъекте проверки, остальные экземпляры - у руководителя проверяющей группы.
На основании справок членов проверяющей группы руководителем группы готовится акт - документ, фиксирующий фактическое состояние дел. Акт состоит из вводной и описательной частей.
Вводная часть акта должна содержать следующую информацию:
Вводная часть акта должна содержать также следующую информацию: дату создания проверяемого субъекта проверки; дату назначения его руководителя (начальника); количество отделений или структурных подразделений, находящихся в подчинении субъекта проверки; перечень открытых балансовых счетов по операциям, осуществляемым Федеральным казначейством, а также количество лицевых счетов, открытых на балансовых счетах, с указанием учреждений Банка России или кредитных организаций (филиалов), в которых эти счета открыты; перечень используемых прикладных программных продуктов; перечень и (или) количество администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации; количество клиентов, находящихся на обслуживании в субъекте проверки. В вводную часть акта может быть включена также иная информация по усмотрению руководителя проверяющей группы.
Перечень основных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми осуществлялась деятельность субъекта проверки в проверяемом периоде, а также их сокращенные названия даются в приложении к акту.
В случае, если проверяющим было отказано в получении затребованных документов или имели место факты препятствования в работе, то указываются причины, на основании которых проверяющим было отказано в предоставлении документов.
Описательная часть акта проверки должна состоять из разделов в соответствии с программой проверки. В описательной части акта излагаются выявленные нарушения и недостатки в работе, для подтверждения которых: (в ред. Приказа Казначейства РФ от 11.11.2008 № 308)
Если при проведении контрольного мероприятия нарушений не выявлено, по его результатам также оформляется акт. При этом в акте делается запись: «Нарушений не выявлено».
В акте проверки не должны даваться рекомендации.
Требования по унификации текста акта изложены в Приложении № 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
Завершают текст акта подписи руководителя и участников группы проверки. С актом должен быть ознакомлен руководитель (начальник) или уполномоченное должностное лицо проверяемого субъекта проверки с проставлением даты ознакомления (в ред. Приказа Казначейства РФ от 21.05.200 № 117).
При наличии возражений и замечаний по тексту акта руководитель (начальник) субъекта проверки делает об этом оговорку перед своей подписью. Замечания излагаются в письменном виде сразу или направляются руководителю, назначившему проверку, в течение пяти рабочих дней после представления акта для ознакомления. Письменные замечания приобщаются к акту и являются его неотъемлемой частью.
Акт составляется в 2-х экземплярах.
Один экземпляр акта остается в субъекте проверки, второй - у руководителя проверяющей группы.
Акт является основанием для организации работы в субъекте проверки, направленной на устранение выявленных недостатков и нарушений.
По итогам рассмотрения результатов проверки деятельности субъекта проверки готовится указание, предписывающее его руководителю обеспечить выполнение необходимых мер по устранению нарушений и недостатков, выявленных в деятельности субъекта проверки, и принятие соответствующих управленческих решений.
Указание руководителя, назначившего проверку, направляется субъекту проверки для исполнения.
При получении указания руководитель (начальник) субъекта проверки обязан организовать работу по его реализации.
Приложение № 1
к Методическим рекомендациям
по оформлению результатов
проверок деятельности
структурных подразделений
центрального аппарата
Федерального казначейства
и территориальных органов
Федерального казначейства
(в ред. Приказов Казначейства РФ от 22.05.2008 № 128, от 11.11.2008 № 308)
Основу содержания справки, акта и заключения составляет текст.
Текст должен содержать достоверную и аргументированную информацию, изложенную точно, ясно и по возможности кратко.
Точность изложения достигается употреблением терминологической лексики, использованием устойчивых оборотов - языковых формул, исключением образных слов и выражений, использованием уточнений, дополнений, оговорок в виде вводных слов и оборотов, причастных и деепричастных оборотов.
Ясность текста определяется прежде всего четкостью его композиционной структуры, отсутствием логических ошибок, продуманностью и корректностью формулировок.
Лаконичность (краткость) текста должна достигаться экономным использованием языковых средств, исключением слов и выражений, не несущих дополнительного смысла. Необходимо исключать лишние слова, не несущие необходимой информации, неоправданные повторы и ненужные подробности. Проверяющие должны стремиться к разумной краткости изложения при обязательном отражении ясных и полных ответов на все вопросы программы по проверяемому направлению деятельности.
В тексте должна использоваться форма изложения от третьего лица единственного или множественного числа, например: «проверка установила» или «проверка показала».
В тексте допускается сокращение, принятое в конкретном документе. В этом случае после первого упоминания полного написания словосочетания в скобках указывается принятый вариант сокращения или аббревиатуры.
В тексте не допускается включение различного рода выводов, предложений и фактов, не подтвержденных документами, сведений из материалов правоохранительных и контрольных органов, ссылок на показания, данные следственным органам.
В тексте не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц субъекта проверки, квалификация их поступков, намерений и т.п.
Описание фактов нарушений, выявленных в ходе проверки, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные и нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены субъектом проверки, в чем выразились нарушения.
Информация должна быть изложена в соответствии с понятиями и терминами, применяемыми в законодательстве Российской Федерации, нормативных правовых актах Минфина России, Федерального казначейства и др. Названия описываемых форм, счетов и т.д. должны соответствовать названиям, указанным в нормативных документах.
Абзац исключен. - Приказ Казначейства РФ от 11.11.2008 № 308.
Абзац исключен. - Приказ Казначейства РФ от 11.11.2008 № 308.
Абзац исключен. - Приказ Казначейства РФ от 11.11.2008 № 308.
Абзац исключен. - Приказ Казначейства РФ от 11.11.2008 № 308.
Абзац исключен. - Приказ Казначейства РФ от 11.11.2008 № 308.
Абзац исключен. - Приказ Казначейства РФ от 11.11.2008 № 308.
Абзац исключен. - Приказ Казначейства РФ от 11.11.2008 № 308.
Абзац исключен. - Приказ Казначейства РФ от 11.11.2008 № 308.
Абзац исключен. - Приказ Казначейства РФ от 11.11.2008 № 308.
В тексте должно быть единообразие в написании имен, терминов, наименований лиц, должностей, учреждений и т.д. Так, если однажды фамилия написана с двумя инициалами, например, Иванов В.И., то она в дальнейшем должна писаться так же. Не допускается чередовать в документе сокращение и полную форму.
Нельзя в пределах одного документа сокращать слово по-разному.
Абзац исключен. - Приказ Казначейства РФ от 11.11.2008 № 308.
Абзац исключен. - Приказ Казначейства РФ от 11.11.2008 № 308.
Абзац исключен. - Приказ Казначейства РФ от 11.11.2008 № 308.
Абзац исключен. - Приказ Казначейства РФ от 11.11.2008 № 308.
Абзац исключен. - Приказ Казначейства РФ от 11.11.2008 № 308.
Абзац исключен. - Приказ Казначейства РФ от 11.11.2008 № 308.
Абзац исключен. - Приказ Казначейства РФ от 11.11.2008 № 308.
Абзац исключен. - Приказ Казначейства РФ от 11.11.2008 № 308.
Нельзя перегружать справку текстом, который не относится к вопросам программы проверки. (в ред. Приказа Казначейства РФ от 11.11.2008 № 308)
Написание названий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должностей, единиц времени, чисел, знаков и т.д. должно соответствовать единым стандартам, применяемым при составлении и оформлении документов.
Названия федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств) установлены Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».
В наименованиях федеральных органов исполнительной власти с прописной буквы пишутся первое слово и имена собственные.
Допускается использование сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти. Перечень полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти определен соответствующим распоряжением Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации. (в ред. Приказа Казначейства РФ от 22.05.2008 № 128)
В тексте не допускается употребление сокращения РФ вместо слов Российская Федерация.
Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура, порядок его формирования определяются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. (в ред. Приказа Казначейства РФ от 11.11.2008 № 308)
В названиях исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с прописной буквы пишутся слова «Правительство», «Кабинет Министров».
Слово «Администрация» в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации может иметь написание как со строчной, так и с прописной буквы.
Наименование должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций. (в ред. Приказа Казначейства РФ от 11.11.2008 № 308)
Год при указании даты имеет различное написание.
При обозначении в тексте даты, состоящей только из года, слово «год» пишется полностью: в 2004 году; отчет за 2004 год; смета на 2004 год. Год пишется без наращения падежного окончания: в 2004 году, но не в 2004-м году.
Слова «год» и «годы» сокращаются (г., гг.), если они приведены в датах с обозначением месяца, квартала, полугодия.
Годы, указывающие начало и окончание периода времени, имеют следующее написание: с 1985 по 1991 год; в 2003 - 2004 годах; в 1996 - 2002 годах; в июле 1999 - марте 2000 гг.
Полугодие в тексте пишется словом полностью, например: во втором полугодии 2004 г.; первое полугодие 2004 г.
Квартал традиционно обозначается римской цифрой, например: в I квартале 2004 г.; в III - IV кварталах 2004 г.
При римских цифрах падежные окончания (наращения) не ставятся: в I квартале, но не в I-м квартале.
Месяцы при цифровом способе представления дат записываются цифрами от 01 до 12. При словесном обозначении месяцы пишутся: в июле 2004 г., но: за 8 месяцев 2004 года; в июле-августе 2004 г.; в июле 2003 - марте 2004 гг.
Для написания чисел используются следующие формы: буквенная, цифровая, буквенно-цифровая.
Буквенная форма многозначных чисел рекомендуется при стечении двух чисел в цифровой форме и в случаях, когда предложение начинается числом.
Если буквенная форма числа нежелательна, необходимо перестроить фразу, чтобы развести два числа или чтобы не начинать фразу числом.
Для написания многозначных чисел цифровая форма является предпочтительной в подавляющем большинстве случаев.
Разбивка чисел в цифровой форме на группы осуществляется пробелами по три цифры (справа налево), например: 34 768; 245 989.
Не разбиваются на группы цифры в числах, обозначающих номер (после знака номера), в обозначениях нормативных документов: № 92965.
Точка в пробелах между цифровыми группами многозначного числа не ставится.
Буквенно-цифровая форма чисел рекомендуется для обозначения крупных круглых чисел (тысяч, миллионов, миллиардов) в виде сочетания цифр с сокращением «тыс.», «млн.», «млрд.». Это правило распространяется на сочетания крупных круглых чисел с обозначением единиц физических величин, денежных единиц: 200 тыс. рублей.
Денежные выражения, обозначающие суммы более одной тысячи, рекомендуется писать в тексте, используя буквенно-цифровую форму (5 тыс. рублей; 1 млн. рублей; 185,3 тыс. рублей; 151,2 тыс. долларов США; 105 руб. 24 коп.).
Знаки номера, процентов ставятся только при цифрах, к которым они относятся, и в заголовках граф табличных форм. Когда числа пишутся в буквенной форме, знаки номера, процентов и т.п. также пишутся словами.
Знак номера ставится перед порядковыми номерами приложений, но не ставится перед порядковыми номерами таблиц, иллюстраций, глав, страниц, например: приложение № 2, таблица 1, глава 4, страница 5.
Знаки № , % и т.д. при нескольких числах не удваиваются и ставятся только один раз, например: 50, 60 и 70%, а не 50%, 60%, 70%.
Математические обозначения =, <, >, +, - и др. допускается применять только в формулах; в тексте их необходимо передавать словами (равно, меньше, больше, плюс, минус).
Не рекомендуется отрывать знаки номера, процентов от соответствующих цифр (при переносах).