Управления Федерального казначейства
по субъектам Российской Федерации

Федеральное казначейство в связи с многочисленными обращениями управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации по порядку открытия лицевых счетов администраторов доходов бюджетов, а также применению отдельных положений Порядка учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5.09.2008 № 92н (далее – приказ Минфина России № 92н), сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 2.6. приказа Федерального казначейства от 7.10.2008 № 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов» (далее - приказ Федерального казначейства № 7н) документы, необходимые для открытия лицевых счетов администратора доходов бюджета, представляются по месту его нахождения, если он не является получателем бюджетных средств или по его месту обслуживания, как получателя бюджетных средств.

В связи с чем, единое юридическое дело формируется в органе Федерального казначейства по месту обслуживания клиента. При этом если клиент обслуживается в управлении Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (далее - Управление), то юридическое дело клиента формируется и ведется в Управлении, если клиент обслуживается в отделении Управления (далее - Отделение), то – юридическое дело клиента соответственно формируется и ведется в Отделении.

В случае, если клиент обслуживается в Отделении, то Отделение после приема и проверки всех документов, установленных для открытия лицевого счета администратора доходов бюджета, должно направить в Управление заверенные Отделением копии заявления об открытии лицевого счета администратора доходов бюджета и правового акта главного администратора доходов бюджета о наделении его полномочиями администратора доходов бюджета, с указанием администрируемых им источников доходов, за исключением инспекций ФНС России, инспекций ФНС России по районам (районам в городах, городам без районного деления), инспекций ФНС России межрайонного уровня (далее – инспекции ФНС России).

Согласно пункту 2.35 приказа Федерального казначейства № 7н лицевой счет считается открытым с внесением уполномоченным работником Управления записи о его открытии в Книгу регистрации лицевых счетов (код формы по КФД 0531755).

После открытия администратору доходов бюджета соответствующего лицевого счета и присвоения ему номера, Управление в установленном порядке направляет администратору доходов бюджета Выписку из лицевого счета без заполнения содержательной части.

При этом следует учитывать, что лицевой счет администратора доходов бюджета в соответствии с приказом Федерального казначейства
№ 7н должен быть открыт клиенту в течение 5 рабочих дней. Нарушение сроков открытия лицевого счета не допустимо.

Учитывая, что приказ Федерального казначейства вступает в силу с 1 января 2009 года, администраторам доходов бюджета, представившим в рамках подготовительных мероприятий все необходимые документы для открытия лицевых счетов администраторов доходов бюджета до 25 декабря 2008 года, Выписка из лицевого счета без заполнения содержательной части направляется в первый рабочий день 2009 года.

При открытии лицевого счета администратора доходов бюджета следует учитывать, что код типа бюджета указывается в зависимости от полномочий по установлению размеров платежей, а также наличия прав требования к плательщикам публично-правовыми образованиями Российской Федерации – «1», органами государственной власти субъектов Российской Федерации – «2», органами местного самоуправления – «3», органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации «4», органами управления территориальным государственным внебюджетным фондом «5», за исключением лицевого счета, открываемого управлениям ФНС России.

Управлению ФНС России открывается один лицевой счет администратора доходов бюджета с кодом бюджета «1» - федеральный бюджет. При этом Управлением ведется учет поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, в разрезе инспекций ФНС России, лицевые счета которым не открываются.

При открытии клиенту лицевого счета администратора доходов бюджета с кодом типа бюджета «2» и (или) «3», данный клиент должен быть указан в Перечне главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных администраторов и администраторов доходов бюджета соответствующего бюджета.

Таким образом, администратору доходов бюджета, за исключением Управления ФНС России, может быть открыто несколько лицевых счетов администратора доходов бюджета, в зависимости от права установления размера платежа, а также наличия прав требования к плательщикам, вне зависимости от того, в какой бюджет подлежит зачислению платеж.

Например, территориальный орган (бюджетное учреждение) федерального органа власти (государственного органа) является администратором доходов бюджета по платежам, размер которых устанавливается федеральным законодательством. Указанные платежи, отражаются на лицевом счете администратора доходов бюджета с кодом типа бюджета «1».

Одновременно с этим, если данный территориальный орган (бюджетное учреждение) также является администратором доходов бюджета по платежам, размер которых устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации, то такие платежи отражаются на лицевом счете, открытом данному администратору доходов бюджета, с кодом типа бюджета «2».

Ведение лицевого счета администратора доходов бюджета, а также формирование информации о проведенных операциях для дальнейшего ее направления в установленном порядке администратору доходов бюджета осуществляется только Управлением.

Кроме того, сообщаем, что с 1 января 2009 года утрачивают силу совместный приказ Федерального казначейства и ФНС России от 26.06.2005 № 7н/САЭ-3-10/285 «Об обмене информацией в электронном виде между управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации» и совместный приказ Федерального казначейства и Росимущества от 14.04.2005 № 4н/116 «Об обмене информацией между управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и территориальными управлениями Федерального агентства по управлению федеральным имуществом». В настоящее время проекты приказов об отмене данных совместных приказов находятся на подписании.

Учитывая, что с 1 января 2009 года администраторы доходов бюджета будут обслуживаться по месту своего нахождения, то, соответственно, взаимодействие органов Федерального казначейства и администраторов доходов бюджета должно осуществляться следующим образом.

В случае, если администратор доходов бюджета обслуживается в Отделении и не имеет электронного документооборота с ним, документы, установленные для проведения операций по учету поступлений в бюджет, должны им представляться в Отделение. Уполномоченные сотрудники Отделения осуществляют контроль на соответствие установленному порядку оформления администраторами доходов бюджета документов, а также на соответствие подписей, указанных в документах, подписям, указанным в Карточке образцов подписей, осуществляют ввод документов в систему электронного документооборота Федерального казначейства (далее - СЭД) и в электронном виде направляют их в Управление для проведения соответствующих операций. Соответственно установленная информация, подлежащая направлению администратору доходов бюджета, формируется Управлением и по СЭД направляется в Отделение для дальнейшего ее вручения администратору доходов бюджета.

В соответствии с приказом Минфина России № 92н документы администраторов доходов бюджета подлежат исполнению или возврату органами Федерального казначейства в срок не более 3-х рабочих дней, со дня их представления в Отделение.

Учитывая вышеизложенное, обращаю внимание руководителей Управлений на необходимость усиления контроля за приемом документов администраторов доходов бюджетов, а также за обоснованностью и достоверностью проводимых операций, включая операции по возврату платежей плательщикам.

В отношении администраторов доходов бюджета, имеющих с органами Федерального казначейства электронный документооборот, обмен информацией между администратором доходов бюджета и органом Федерального казначейства может осуществляться по выбору администратора доходов бюджета, либо в рамках действующего Договора об обмене электронными документами - с Управлением, либо в соответствии с заключенным Договором об обмене электронными документами с Отделением.

В случае, если администратором доходов бюджета заключен договор об обмене электронными документами с Управлением, но при этом он обслуживается в Отделении, то в юридическом деле клиента должна находиться копия Договора, полученного из Управления. При этом Отделение не должно осуществлять обмен информацией с администратором доходов бюджета.

В случае, если администратором доходов бюджета заключен договор об обмене электронными документами с Отделением, то, соответственно, в юридическом деле клиента должен находиться оригинал Договора. В таком случае, обмен информацией с администратором доходов бюджета осуществляется только Отделением. При этом Управление формирует и по СЭД направляет в Отделение установленную информацию, подлежащую направлению администратору доходов бюджета.

В отношении управлений ФНС России, сохраняется существующий порядок взаимодействия – обмен информацией должен осуществляться между Управлениями ФНС России и Управлениями в электронном виде.

В части заверения Карточек образцов подписей главными администраторами доходов бюджета сообщаем, что заверение Карточек образцов подписей главными администраторами доходов бюджета требуется только в случае, если администратор доходов бюджета не является получателем бюджетных средств.

Одновременно с этим сообщаем, что в федеральным законом от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» не установлено осуществление органами Федерального казначейства контроля за субсидиям (межбюджетным субвенциям), направляемыми из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации (местные бюджеты), в связи с чем, положения приказа Минфина России № 92н в части присвоения субсидиям (межбюджетным субвенциям) аналитических кодов (кодов целей) не применяются. Соответственно, отсутствие в расчетном документе информации, позволяющей идентифицировать операцию, связанную с субсидией (субвенцией), не является основанием для отнесения к невыясненным поступлениям.

Кроме того, учитывая, что нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, вступающими в силу с 1 января 2009 г, установлены новые формы документов, представляемые администраторами доходов бюджета в органы Федерального казначейства, документы администраторов доходов бюджета, неисполненные по состоянию на 1 января 2009 г., должны быть направлены администраторам для их переоформления.

Соответственно, в первые пять рабочих дней 2009 года, предназначенные для завершения операций 2008 года, возврат платежей со счета Управления, открытого на балансовом счете № 40101 с отличительным признаком «3», не осуществляется. При этом операции по зачету (уточнению) платежей на основании документов, представленных администраторами доходов бюджета в 2008 году, могут осуществляться оборотами 2008 года только в пределах поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты со счета Управления, открытого на балансовом счете № 40101 с отличительным признаком «3».

Приложение: Документы, предоставляемые органами Федерального казначейства администраторам доходов бюджета.

Р.Е. Артюхин

Отдел организации распределения

поступлений между бюджетами (5.4)

Исп. Кобзева Н.Г.

тел. 648-36-12


Документы,
предоставляемые органами Федерального казначейства
администраторам доходов бюджета

№ п/п Наименование документа Основание предоставления Срок предоставления
В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 № 92н

Запрос на выяснение принадлежности платежа (код по КФД 0531808) с приложением первичных документов наличие в расчетных документах информации о предполагаемом администраторе доходов бюджета (Администратор) не позднее следующего рабочего дня за днем формирования Запроса

Справка о перечислении поступлений в бюджеты (разделы I и III) (код по КФД 0531468) (Справка) наличие совершенных операций по администрируемым доходам один раз в месяц по состоянию на 1-ое число месяца следующего за отчетным; по обращению Администратора – ежедневно на следующий рабочий день после формирования Справки

Выписка из Сводного реестра поступлений и выбытий (код по КФД 0531472) обращение Администратора и наличие электронного документооборота на следующий рабочий день после получения из учреждения банка выписки и приложенных к ней документов

Сводные сведения по данным лицевых счетов подведомственных администраторов доходов бюджета главного администратора (администратора с полномочиями главного администратора) доходов бюджета (код по КФД 0531474) (Сводные сведения) обращение Администратора с полномочиями Главного Администратора и наличие электронного документооборота один раз в месяц, не позднее следующего рабочего дня за днем формирования Сводных сведений
В соответствии с приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 № 7н

Выписка из лицевого счета администратора доходов бюджета (код по КФД 0531761) с приложением первичных документов отражение на лицевом счете совершенных операций не позднее следующего рабочего дня за днем формирования Выписки из лицевого счета

Приложение к Выписке из лицевого счета администратора доходов бюджета (код по КФД 0531779) в соответствии с обращением Администратора не позднее следующего рабочего дня за днем формирования приложения к Выписке из лицевого счета

Отчет о состоянии лицевого счета администратора доходов бюджета (код по КФД 0531787) (Отчет) один раз в месяц или за период по письменному запросу Администратора не позднее следующего рабочего дня за днем формирования Отчета