МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
(КАЗНАЧЕЙСТВО РОССИИ)

ул. Ильинка, 9, Москва, 109097
Телефон: 748-45-61
факс: 748-45-05

13.07.2009 № 42-7.4-05/9.1-413

  Управлениям Федерального
казначейства по субъектам
Российской Федерации

Федеральное казначейство в связи с поступившими обращениями управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации по вопросам, возникающим на практике применения отдельных положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон) направляет следующие разъяснения.

  1. По вопросу «В статье 15 Федерального закона № 94-ФЗ указано, что при размещении заказов путем запроса котировок цен у субъектов малого предпринимательства при условии, если не поступило котировочных заявок повторный запрос котировок не проводится. Таким образом, получается ситуация, при которой извещение на сайте есть, но результата никакого нет. Необходимо ли направлять на сайт какую-либо информацию о результатах?».

    В соответствии со статьей 47 Федерального закона котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки.

    При этом результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом, в котором содержатся сведения о заказчике, о существенных условиях контракта, обо всех участниках размещения заказа, подавших котировочные заявки, об отклоненных котировочных заявках с обоснованием причин отклонения, предложение о наиболее низкой цене товаров, работ, услуг, сведения о победителе в проведении запроса котировок, об участнике размещения заказа, предложившем в котировочной заявке цену, такую же, как и победитель в проведении запроса котировок, или об участнике размещения заказа, предложение о цене контракта которого, содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем в проведении запроса котировок условий.

    Учитывая обязательность оформления указанного Протокола по итогам размещения заказов, а также необходимость включения в указанный Протокол сведений, не относящихся к поданным котировочным заявкам, в случае, если не поступило котировочных заявок на участие в запросе котировок у субъектов малого предпринимательства, необходимо в обязательном порядке оформить данный Протокол, включая информацию об отсутствии поданных котировочных заявок, и в день подписания разместить его в установленном порядке на официальном сайте.

  2. По вопросу «В случае заключения Отделением Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации соглашения с субъектом естественных монополий в рамках статьи 55 Федерального закона, сумма которого менее 100 тысяч рублей, какое наименование данного соглашения будет правильным: договор или государственный контракт? Имеет ли вообще значение выбор наименования такого соглашения, так например: пунктом 2 статьи 55 Федерального закона предусмотрено заключение договора энергоснабжения, в то время, как только согласно пункту 14 части 2 статьи 55 Федерального закона могут быть заключены гражданско-правовые договоры».

    Часть 1 статьи 55 Федерального закона содержит понятие такого способа размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд как размещение заказа у единственного поставщика, при котором заказчик предлагает заключить государственный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 данной статьи Федерального закона, государственный контракт либо иной гражданско-правовой договор.

    Также, пунктом 14 части 2 статьи 55 Федерального закона установлено, что по итогам размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, в течение квартала, могут быть заключены государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Таким образом, по итогам размещения заказов у единственного поставщика в случаях, предусмотренных пунктами 1), 2), 3)-13), 15)-31) части 2 статьи 55 Федерального закона заключается государственный контракт, а в случае, предусмотренном пунктом 14) части 2 указанной статьи Федерального закона, могут быть заключены государственные контракты либо иные гражданско-правовые договоры на усмотрение заказчика. Следует отметить, что исходя из положений пункта 2.1) части 2 указанной статьи Федерального закона, с гарантирующим поставщиком электрической энергии заключается непосредственно договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии.

    Учитывая изложенное, в случае размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, установленного пунктом 1) части 2 статьи 55 Федерального закона, но на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, может быть заключен как государственный контракт, так и договор на усмотрение заказчика, поскольку данная норма Федерального закона не носит императивного характера.

  3. По вопросу «На согласование в Центр правового сопровождения присылаются только проекты государственных контрактов, заключенных по итогам процедуры размещения заказа. Извещение, протоколы (вскрытия, рассмотрения, оценки и сопоставления) не представляются. Рассматривать данные документы на стадии заключения государственных контрактов по итогам торгов невозможно, поскольку они уже размещены на сайте, и исправлять ошибки в них уже нельзя. Как можно согласовать проект государственного контракта, не имея возможности достоверно проверить правильность проведения процедуры заказа?».

    Пункт 4.9. раздела IV. «Правовая экспертиза проектов договоров, государственных контрактов, соглашений, заключаемых прикрепленными Отделениями» Типового регламента Центра предусматривает ситуацию, при которой проект договора может быть предварительно согласован при подготовке конкурсной документации.

    В связи с этим, в целях недопущения рисков, связанных с подготовкой ОФК документации по закупкам в нарушение требований законодательства Российской Федерации, а также, поскольку первоначальное согласование государственного контракта на стадии его заключения по итогам проведенных торгов является не целесообразным, считаем необходимым перед размещением в установленном порядке на сайте ОФК конкурсной документации, документации об аукционе и извещения о проведении запроса котировок направлять согласованные с другими отделами (специалистами) прикрепленного ОФК указанные проекты соответствующих документаций с приложением проектов государственных контрактов в Центр для предварительного согласования.

    Обращаем внимание, что дальнейшее визирование Центром проекта государственного контракта в данном случае производится в срок не более двух рабочих дней с момента поступления.

    Что касается проверки правильности проведения процедуры заказа (рассмотрение протоколов вскрытия, рассмотрения, оценки и сопоставления и т.д.), то данные вопросы не относятся к компетенции Центра правового сопровождения.

  4. По вопросу «Существует обязательность размещения заказа у субъектов малого предпринимательства от 10-20 % от общего объема закупок. В случае если закупаемые товары, работы и услуги не производятся у субъектов малого предпринимательства, а другие товары, работы и услуги ОФК не закупаются или ни от кого из субъектов малого предпринимательства не поступили заявки на участие в запросе котировок цен, надо ли в данном случае этого придерживаться?».

    Норма, закрепленная статьей 15 Федерального закона, носит императивный характер и обязывает государственных заказчиков, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации.

    При этом государственный заказчик самостоятельно выбирает одну или несколько позиций из Перечня товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 642 (в редакции от 5 октября 2007 г. № 648).

    Кроме того, руководствуясь разъяснением Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.02.2009 № 1833-АП/Д05, несоблюдение требований Федерального закона № 94-ФЗ в части обязательного размещения заказов у субъектов малого предпринимательства в указанном объеме является нарушением положений Федерального закона.

    Обращаем внимание, что в случае, если по истечении срока подачи котировочных заявок субъектами малого предпринимательства не подана ни одна заявка, соответствующая требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, повторное размещение заказа путем запроса котировок, участниками которого являются субъекты малого предпринимательства, не проводится и объем товаров, работ, услуг, на поставку, выполнение, оказание которых проводился запрос котировок, учитывается в общем годовом объеме во исполнение части 7 статьи 15 Федерального закона.

Р.Е. Артюхин