МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
(КАЗНАЧЕЙСТВО РОССИИ)

РУКОВОДИТЕЛЬ

ул. Ильинка, 9, Москва, 109097
Телефон: 748-45-61
факс: 748-45-05

06.12.2010 № 42-9.3-02/40

  Министерство финансов
Российской Федерации

Заместителю министра

Т.Г. Нестеренко

Уважаемая Татьяна Геннадьевна!

    В связи с поступающими от территориальных органов запросами по применению писем Минфина России от 14.09.2009 № 02-03-07/4405 и от 13.10.2010 № 08-05-04/4288 о порядке исполнения судебных актов, предусматривающих индексацию присужденных денежных средств, Федеральное казначейство просит дать разъяснения по следующим вопросам.
  1. Согласно письму Минфина России от 13.10.2010 № 08-05-04/4288, в случае, если резолютивной частью судебного акта установлена индексация взыскиваемых выплат с применением размера (коэффициента), установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, органы Федерального казначейства обязаны принимать к исполнению исполнительные документы, выданные на основании таких судебных актов.

    В связи с этим просим дополнительно разъяснить, следует ли принимать к исполнению исполнительные документы, в которых определен механизм индексации, отличный от того, который установлен федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, с учетом того, что в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.2006 № 1-ФКЗ вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации?

    Также просим сообщить, следует ли принимать к исполнению исполнительный документ, выданный на основании судебного акта, если указание на механизм индексации содержится в мотивировочной, а не в резолютивной части судебного акта?

    Кроме того, просим разъяснить, следует ли применять коэффициент индексации, установленный федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год, если в резолютивной части судебного акта содержится ссылка на конкретный федеральный закон о федеральном бюджете на год, предшествующий текущему.

    Пунктом 7 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 01.09.2008 № 87н, установлено, что для подтверждения возникновения денежного обязательства получатель средств федерального бюджета представляет в орган Федерального казначейства вместе с Заявкой на кассовый расход документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства. В связи с этим, просим разъяснить, какие документы должен предоставлять должник для санкционирования органом Федерального казначейства расходования денежных средств в размере, превышающем указанную в судебном акте фиксированную сумму.

    Обязан ли в данном случае должник предоставлять в орган Федерального казначейства какой-либо расчет суммы индексации? Если такой расчет необходим, то кто из должностных лиц должника вправе его составлять и подписывать?

    В случае, если индексация производится не на основании федерального закона на соответствующий год, необходимо ли помимо самого расчета предоставлять основание для его проведения, например, нормативный акт, на основании которого проводится индексация?

  2. Указанным выше письмом Минфина России от 13.10.2010 № 08-05-04/4288 разъяснено, что в случае отсутствия в судебном акте указания на механизм индексации, исполнительные документы следует возвращать взыскателям.

    На данный момент исполнительные документы, в которых предусмотрена индексация денежных средств, но не определен ее механизм, принимаются органами Федерального казначейства к исполнению и исполняются должниками в пределах установленной судом фиксированной части взыскания.

    Вследствие чего, просим разъяснить, необходимо возвращать такие исполнительные листы в соответствии с данными Минфином России разъяснениями (если возвращать, то по каким основаниям?), или следует их принимать к исполнению в части установленной фиксированной суммы и рекомендовать взыскателю и должнику обратиться в суд с заявлением об установлении механизма индексации?

    В соответствии с письмом Минфина России от 13.10.2010 № 08-05-04/4288 в случае возврата исполнительного документа по причине отсутствия в судебном акте указания на механизм индексации, орган Федерального казначейства обязан письменно сообщить главному распорядителю средств федерального бюджета, который является должником по исполнительному документу, о необходимости обращения в суд в порядке статьи 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о разъяснении судебного акта в части установления механизма индексации.

    Исходя из этого, неясно, следует ли направлять подобное письмо должнику по исполнительному документу, если он не является главным распорядителем средств федерального бюджета.

  3. Следует отметить, что в органы Федерального казначейства помимо исполнительных документов, предусматривающих индексацию денежных средств, поступают на исполнение также иные исполнительные документы, предусматривающие расчет выплачиваемых сумм (например, расчет процентов за пользование чужими денежными средствами).

    На данный момент органами Федерального казначейства такие исполнительные документы принимаются к исполнению в части установленной судебным актом фиксированной суммы.

    Просим разъяснить, следует ли принимать такие исполнительные документы к исполнению в полном объеме, в случае, если судом указан механизм расчета процентов?

  4. Также в связи с тем, что на данный момент глава 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не предполагает проведение каких-либо расчетов взыскиваемых сумм, для устранения пробелов в законодательстве Российской Федерации Федеральное казначейство просит Минфин России рассмотреть вопрос о необходимости уточнения положений Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Р.Е. Артюхин