Утверждены приказом Управления
Федерального казначейства
по Ульяновской области
от 01.04.2009 № 52
ПРАВИЛА
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЕНИЙ УПРАВЛЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в редакции приказа Управления от 01.04.2010 № 64)
I. Общие положения
- Настоящие Правила проведения проверок деятельности отделений Управления Федерального
казначейства по Ульяновской области (далее - Правила) разработаны в соответствии
со статьями 158, 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1998, № 38, ст. 3823), пункта 9.16 Положения об Управлении
Федерального казначейства по Ульяновской области, утвержденного приказом Минфина
России от 04.03.2005 №33н, Положением о требованиях к деятельности по осуществлению
государственного финансового контроля, утвержденным приказом Минфина России от 25.12.2008
№ 146н и устанавливают единые принципы организации и проведения проверки деятельности
территориальных органов Федерального казначейства Ульяновской области.
- Цель проверки:
- контроль за деятельностью отделений Управления Федерального казначейства по Ульяновской
области (далее - отделения) при осуществлении функций по обеспечению исполнения
расходной части федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджета
субъекта Российской Федерации (местных бюджетов);
- контроль за состоянием бюджетного учета и составления бюджетной отчетности по
исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта
Российской Федерации (местных бюджетов);
- контроль за ведением бюджетного учета исполнения сметы доходов и расходов, учета
операций по погашению внутренних долговых обязательств.
- Субъектами контроля являются должностные лица (группа должностных лиц), наделенные полномочиями по осуществлению контрольной деятельности в рамках возложенных на них обязанностей.
- Объектом контроля являются отделения Управления Федерального казначейства по Ульяновской области.
- Предметом контроля являются:
- первичные документы, регистры бюджетного учета;
- бюджетная и иная отчетность, сметы доходов и расходов, планы и иные документы;
- документы, отражающие организацию осуществления процедур по обеспечению исполнения
федерального бюджета и выполнению операций по кассовому обслуживанию бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации;
- документы, определяющие организацию ведения учета, составления и представления
отчетности;
- документы по организации работы по обеспечению защиты информации;
- документы по организации информационно – технического обеспечения;
- документы, отражающие организационную структуру отделений;
- документы, отражающие распределение полномочий и ответственности сотрудников
отделений;
- документы по организации документационного обеспечения управления деятельности
отделений;
- справки, разъяснения, письменные объяснения и иные документы.
II. Планирование и организация проведения проверок
- Проверки отделений проводятся в соответствии с утвержденным планом проверок
(контрольных мероприятий) отделений на календарный год, а также на основании отдельных
поручений руководителя Управления Федерального казначейства по Ульяновской области
(далее - Управление), а также на основании отдельных поручений руководителя Управления.
Внеплановые проверки назначаются в установленном порядке осуществления контрольной
деятельности. При планировании следует учитывать распределение обязанностей между
работниками, занятыми контрольной деятельностью. Отдел внутреннего контроля Управления
осуществляет постоянный контроль за своевременным и точным соблюдением плана контрольной
деятельности.
- Объект контроля, проверяемый период, цель и срок проверки, форма (камеральная,
документальная), метод (сплошной, выборочный) и вид проверки (комплексная, тематическая)
устанавливаются приказом Управления.
- Руководитель и состав группы по предложению начальника отдела внутреннего
контроля утверждаются приказом Управления.
- Руководитель группы в ходе проведения проверки осуществляет систематический
контроль качества контрольной деятельности. Предметом контроля качества является
соблюдение членами группы бюджетного законодательства, нормативных правовых актов,
настоящих Правил. Определяет существенность разных видов информации: уровень существенности
информации, возможность существенных искажений данных, выявляет неоднозначные вопросы
проверки.
- Проверка осуществляется в соответствии с утвержденной программой, которая
согласуется с начальниками профильных отделов и утверждается руководителем Управления.
Программа включает цель проверки, проверяемый период, предмет контроля, перечень вопросов, подлежащих проверке.
- Проверки отделений проводятся по следующим основным направлениям:
- состояние деятельности по обеспечению исполнения расходной части федерального
бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации
(местного бюджета);
- состояние бюджетного учета и составление бюджетной отчетности по исполнению федерального
бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации
(местных бюджетов);
- ведение бюджетного учета исполнения сметы доходов и расходов, учета операций
по погашению внутренних долговых обязательств;
- состояние внутреннего контроля в отделении;
- состояние правового обеспечения деятельности;
- состояние работы по защите сведений, составляющих государственную и служебную
тайну;
- состояние деятельности по использованию прикладных информационных систем и информационно-техническая
инфраструктура;
- состояние кадровой работы;
- состояние организации документационного обеспечения управления деятельности отделений.
- Каждая проверка подлежит подготовке и организации отделом внутреннего контроля.
Для проведения проверки могут быть привлечены специалисты структурных подразделений
Управления и (или) отделений. Целью подготовки проверки является обеспечение ее
качества, результативности и своевременности.
- При подготовке проверки: осуществляется сбор информации об отделении, необходимой
для организации проверки; определяется объем проверки; рассматривается в предварительном
порядке общий подход к проведению проверки; определяются сроки и этапы проведения
проверки; определяются требования к работникам, необходимые для проведения проверки,
формируется группа проверки.
- Руководитель группы должен предъявить полномочия на проведение проверки руководителю
проверяемого отделения, а также ознакомить его с целями и задачами предстоящей проверки.
- Исходя из темы проверки ее программы руководитель группы определяет объем
и состав контрольных действий по каждому вопросу проверки, распределяет вопросы
программы между участниками группы. Руководитель группы устанавливает сроки сдачи
материалов проверки членами группы.
- В ходе проведения проверки должен осуществляться контроль за работой членов
группы проверки и ее результатами. Контроль в ходе проведения проверки осуществляется
для достижения цели проверки и обеспечения качества работы членов группы проверки.
Контролю в ходе проведения проверки подлежит: работа каждого члена ревизионной группы
независимо от занимаемой должности, квалификации, опыта; работа, выполняемая на
каждом этапе контрольного мероприятия и ее результаты. Контроль в ходе проведения
проверки осуществляется руководителем группы проверки.
- В ходе контроля необходимо удостовериться в том что:
- а) члены группы проверки имеют единое четкое понимание программы проверки;
- б) проверка проводится в соответствии с бюджетным законодательством Российской
Федерации, нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения,
настоящими правилами;
- в) программа проверки выполняется;
- г) материалы проверки содержат доказательства, подтверждающие выводы, сделанные
по результатам выполнения процедур контроля;
- д) все оценки и выводы, сделанные в ходе и по результатам выполнения процедур
контроля, обоснованны и подтверждены достаточными надлежащими доказательствами;
- е) все ситуации, связанные с ошибками, недостатками и необычными обстоятельствами,
были надлежащим образом выявлены, задокументированы и разрешены;
- ж) достигается цель проверки;
- з) акт проверки надлежащим образом отражает выводы, сделанные в ходе проверки.
- В ходе проверки проверяющим необходимо ознакомиться с актами проверок (справками)
органов государственного финансового контроля, материалами по устранению выявленных
в ходе предыдущих проверок нарушений, обращениями и перепиской с органами государственной
власти и местного самоуправления, а также распорядителей (получателей) средств бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации о работе отделений.
- При проведении проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные
доказательства, подтверждающие выводы, сделанные по результатам проверки. К доказательствам
могут относится первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бюджетная,
статистическая и иная отчетность, заключения экспертов, письменные заявления должностных
лиц и иные сведения, полученные из достоверных источников.
- Проведение проверки подлежит документированию. В рабочей документации (документах
и иных материалах, подготавливаемых либо получаемых в связи с проведением проверки)
должно быть отражено обоснование всех существенных вопросов, по которым члену группы
проверки необходимо выразить профессиональное мнение. Рабочие документы должны составляться
с такой степенью полноты и подробности, которая необходима и достаточна для обеспечения
понимания проведенной проверки и выводов по ее результатам.
- Рабочая документация по проверке должна содержать:
- документы, отражающие подготовку проверки;
- сведения о характере, сроках, объеме проверки и результатах его выполнения;
- документы о выполнении отдельных процедур контроля с указанием с указанием исполнителей
и времени выполнения;
- копии договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов
бюджетного (бухгалтерского) учета, бюджетной отчетности, иных необходимых документов;
- письменные заявления, полученные от должных лиц;
- копии обращений, направленные другим органам финансового контроля, экспертам,
третьим лицам и полученные от них сведения;
- копии финансово-хозяйственных документов, подтверждающие выявленные нарушения;
- акты контрольного мероприятия, иную отчетность по результатам проведенного контрольного
мероприятия.
III. Оформление и реализация результатов проверок
- По результатам проверки руководителем группы готовится акт, составленный
на основании справок специалистов из состава группы, согласованных с руководителями
соответствующих отделов проверяемого отделения.
- Акт составляется в 2-х экземплярах, подписывается руководителем группы проверки и датируется. С актом должен быть ознакомлен руководитель проверяемого
отделения с проставлением даты ознакомления. Один экземпляр акта остается в проверенном
отделении, второй экземпляр руководителем группы представляется для рассмотрения
руководителю Управления. После рассмотрения руководителем Управления, второй экземпляр
остается в отделе внутреннего контроля Управления.
- Акт должен составляться на русском языке, иметь сквозную нумерацию страниц.
Содержание акта должно основываться на следующем: акт должен полно отражать результаты
проверки; в акте должен быть однозначно идентифицирован объект и предмет проверки;
в акте должны быть раскрыты цели и объем проверки; в акте должно быть указано, в
соответствии с какими требованиями проводилась проверка; акт должен быть подписан
уполномоченным лицом и датирован; акт должен быть составлен в установленные сроки.
При составлении акта должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность,
четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения. В акте
при описании каждого нарушения, выявленного в ходе контрольного мероприятия, должны
быть указаны: положения законодательных и нормативных правовых актов, которые были
нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, в чем выразилось нарушение,
документально подтвержденная сумма нарушения, должностное, материально ответственное
или иное лицо объекта проверки, допустившее нарушение. В акте не допускаются: выводы,
предложения, факты, не подтвержденные доказательствами; морально-этическая оценка
действия должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля.
- В случае несогласия с фактами, изложенными акте, а также с выводами и предложениями
проверяющих, руководителем отделения или другим лицом, уполномоченным на подписание
акта, делается соответствующая оговорка перед подписью и не позднее 5 дней со дня
подписания акта представляется в Управление письменное объяснение мотивов возражений,
к которому прилагаются копии документов, подтверждающих обоснованность возражений.
- По окончании проверки руководитель группы проводит в проверяемом отделении
совещание, на котором докладывает о результатах проверки. При выявлении недостатков
и нарушений в организации работы заслушивает ответственных сотрудников Отделения
о причинах допущенных нарушений и принятых по их устранению мерах.
- Результаты проверки направляются на рассмотрение руководителю Управления
для принятия соответствующих решений.
- По итогам проведения проверки, включая рассмотрение представленных возражений,
объяснений, других документов и материалов, проводится заседание Контрольного Совета
Управления. Рекомендации Контрольного Совета направляются руководителю Управления
для принятия окончательного решения по проверке. Управление направляет в проверенное
отделение указание, предписывающее его руководителю обеспечить выполнение необходимых
мер по устранению нарушений и недостатков, выявленных в деятельности отделения,
и принятия соответствующих управленческих решений. Указание подписывается руководителем
Управления.
Начальник отдела внутреннего контроля |
М.Е. Костюнин |