Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство в целях разъяснения положений Правил казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. № 1680 (далее — Правила № 1680), сообщают следующее.
Положениями пункта 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 5 декабря 2017 г. № 362 «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее — Федеральный закон № 362-ФЗ) установлено, что казначейскому сопровождению подлежат расчеты по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа на сумму более 100,0 тыс. рублей, а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 100,0 тыс. рублей, за исключением средств, указанных в пункте 3 части 3 статьи 5 Федерального закона № 362-ФЗ.
Пунктом 1 части 5 статьи 5 Федерального закона № 362-ФЗ предусмотрено включение в условия государственных контрактов, контрактов (договоров), заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа, в том числе положений о применении казначейского сопровождения средств, при исполнении указанных государственных контрактов, контрактов (договоров).
Положения Правил 1680 содержат нормы о порядке приостановления открытия (отказа в открытии) лицевых счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса, режима использования лицевого счета, санкционирования расходов, приостановления (отмены приостановления) операций по лицевым счетам и отказа в проведении приостановленной операции, а также иные положения, в том числе, о необходимости государственными заказчиками, головными исполнителями (исполнителями) государственного оборонного заказа включать в условия государственных контрактов, контрактов (договоров) положения о применении казначейского сопровождения средств.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. № 415 «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» в 2017 году казначейскому сопровождению подлежали средства, получаемые юридическими лицами по государственным контрактам, контрактам (договорам) в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
На основании Правил казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2018 годов», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1552, положения о применении казначейского сопровождения средств, включались в условия государственных контрактов, контрактов (договоров).
В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 249 «О казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации, получаемых при осуществлении расчетов в целях исполнения государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу» (далее — Постановление № 249) в 2017 году казначейскому сопровождению подлежали расчеты по государственным контрактам, заключенным государственными заказчиками государственного оборонного заказа (за исключением Министерства обороны Российской Федерации, иных государственных заказчиков, если при исполнении государственных контрактов осуществляется банковское сопровождение по решениям, принятым Правительством Российской Федерации, государственных заказчиков в целях обеспечения органов внешней разведки Российской Федерации средствами разведывательной деятельности, обеспечения органов федеральной службы безопасности средствами контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в целях обеспечения товарами, работами, услугами по разработке, испытаниям, производству, разборке и утилизации ядерных боеприпасов и ядерных зарядов, обеспечению их надежности и безопасности на всех стадиях жизненного цикла, поддержанию базовых и критических технологий на всех стадиях жизненного цикла ядерных боеприпасов, ядерных зарядов, в том числе обеспечению ядерной и радиационной безопасности, формированию государственного запаса специального сырья и делящихся материалов), а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым головными исполнителями с исполнителями или между исполнителями в рамках исполнения указанных государственных контрактов.
Положения Постановления № 249 не содержали норм о порядке приостановления открытия (отказа в открытии) лицевых счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса (далее — лицевой счет), режима использования лицевого счета, санкционирования расходов, приостановления (отмены приостановления) операций по лицевым счетам и отказа в проведении приостановленной операции, а также иных положений, которые, по мнению Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства необходимы для применения государственными заказчиками, головными исполнителями (исполнителями) при казначейском сопровождении средств государственного оборонного заказа, поскольку аналогичные нормы содержаться в положениях Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» и применимы для государственных заказчиков, головных исполнителей (исполнителей) государственного оборонного заказа при банковском сопровождении.
Учитывая изложенное, поскольку выше перечисленные нормы содержат Правила № 1680, Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство считают целесообразным применять положения Правил 1680 государственными заказчиками, головными исполнителями (исполнителями) государственного оборонного заказа при осуществлении расчетов при казначейском сопровождении государственных контрактов, контрактов (договоров), заключенных в рамках исполнения Постановления № 249.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
А.М. ЛАВРОВ
Руководитель
Федерального казначейства
Р.Е. АРТЮХИН