Управление Федерального казначейства
по Ульяновской области


Федеральное
казначейство





Наши приоритеты и ценности
Территориальные органы ФК
20 лет ФК


Главная Карта сайта Обратная связь
Перейти на сайт www.roskazna.ru

Главная → История

История Казначейства Симбирской губернии

Первейшей заботой государства была и есть забота о пополнении казны и рачительных тратах из нее. Эту заботу государства исполняли на Руси доверенные люди Государя — казначеи. Казенный приказ на Руси был основан около 1495 года и главным лицом этого приказа был казначей, который заведовал двором, где хранились и откуда выдавались ценности и дорогие вещи, составляющие царскую казну. Помещался этот двор в Москве при Благовещенском соборе, кладовые которого сохранились до сих пор. Задачи казенного приказа с более широким кругом функций с 1775 года указом Екатерины были поручены вновь учрежденной казенной палате.

С образованием Государственного Казначейства России в 1821 году, казенная палата стала губернским органом Министерства финансов по Департаменту Государственного Казначейства, на которую было возложено получение доходов, счетоводство и отчетность по приходу и расходу. Она распоряжалась производством всех расходов по губернии, ей подчинялись: образованные в губернских и уездных городах, губернские и уездные казначейства, которые непосредственно реализовывали функции по получению и учету доходов и производству расходов из государственной казны.

Казенная палата Симбирской губернии

Устройство губернских учреждений Министерства финансов по Департаменту Государственного Казначейства в Симбирской губернии, равно как и в других губерниях России, кроме Кавказских территорий и Царства польского, было одинаково. Это Симбирская губернская казенная палата, губернское казначейство губернского города Симбирска, уездные казначейства, податные участки в уездах.

Казенная палата Симбирской губернии являлась губернским органом Министерства финансов по Департаменту Государственного Казначейства и выполняла функции фискальные, распорядительные, отчетные и контрольные. С 1866 года казенная палата состояла из трех отделений — отделение казначейств, ревизское отделение и канцелярия. Отделение казначейств ведало делами по взиманию государственных доходов и производством расходов, осуществляло контроль за поступлением недоимок, счетоводством и отчетностью, управляло и контролировало работу уездных казначейств и податных инспекторов. Ревизское отделение вело учет народонаселения, ведало рекрутской повинностью, осуществляло надзор за торговлей, за пробирной частью. Канцелярия контролировала поступление сборов за право торговли и занятия промыслами, производила наложение штрафов, вела учет дел казенной палаты.

В связи с установленным в 1900 году делением казенных палат на разряды, в зависимости от числа населения губернии и количества уездов, Министерством финансов был установлен Симбирской казенной палате третий разряд. В том же году последовали и структурные изменения в Симбирской казенной палате. Было установлено ее деление на три части или отделения и четырнадцать столов или отделов. Отделения получили название — распорядительное, бухгалтерское и податное.

В распорядительном отделении было четыре стола — распорядительный; пенсионный; делопроизводства и счетоводства по накладным недоимкам; делопроизводства губернского распорядительного комитета. В бухгалтерском отделении было три стола — счетоводства; государственных доходов; государственных расходов. В податном отделении было семь столов — два стола для окладных сборов (поземельных, с недвижимого имущества, квартирного налога); два стола промыслового налога; два стола для пошлин (гербовых, с безвозмездно переходящих имуществ, крепостных и др.); ревизский стол.

Податному отделению подчинялись податные инспектора. Их было четырнадцать — по числу податных участков губернии. По два податных участка было в г.Симбирске и уездах Сенгилеевском, Сызранском, Карсунском, Алатырском и Курмышском; по одному податному участку в Ардатовском и Буинском уездах. Податные инспектора ведали сбором и поступлением податей, сборов и пошлин во вверенных им участках. В своей работе податные инспектора руководствовались установлениями Департамента окладных сборов Министерства финансов и имели постоянные отношения с земскими управами, осуществляющими непосредственно сбор податей, налогов и пошлин. Они представляли казенной палате сведения о недоимках для их взыскания. В крайних случаях решение казенной палаты о взыскании недоимок приводилось в исполнение полицией.

Смета на содержание казенной палаты утверждалась в Департаменте Государственного Казначейства. Все штатные должности чиновников казенной палаты, казначейств и податных инспекторов утверждались в Департаменте Государственного Казначейства до должности присяжных счетных включительно. Управляющий казенной палатой имел право назначать жалование чиновникам по трудам и заслугам, определять число писцов и нижних служащих, не выходя за пределы ассигнованных сумм, распределять в соответствии с потребностями суммы на хозяйственные и канцелярские надобности, на содержание и отопление казначейств, также, не выходя за пределы ассигнований по этим надобностям. Свободные остатки от всех сумм ассигнований не могли быть расходуемы на другие потребности и должны были переводиться в Главное казначейство Санкт-Петербурга не позднее конца года.

С января 1913 года в распорядительном отделении казенной палаты образуется пятый стол — по делопроизводству, по налогам квартирному и с недвижимого имущества; в бухгалтерском отделении образуется четвертый стол — по ассигнованиям, открываемым на содержание казенной палаты, казначейств и податных инспекторов. По каждому из организуемых столов устанавливается три должности — столоначальник, помощник столоначальника и писец. В августе 1916 года в податном отделении организуется восьмой стол — для ведения учета по вновь введенному подоходному налогу на три штатных должности — столоначальник, помощник столоначальника, присяжный счетчик и устанавливается на них денежное содержание до конца года в сумме 1680 рублей.


В Симбирской губернии по Департаменту Государственного Казначейства было образовано восемь казначейств. Одно губернское в городе Симбирске и семь — в уездных городах — Сенгилее, Сызрани, Карсуне, Алатыре, Ардатове, Курмыше и Буинске. Все казначейства губернии подчинялись и были подотчетны казенной палате губернии. Численность чиновников казначейств, сфера их деятельности и обязанностей изменялись в соответствии с государственными установлениями и проводимыми реформами в области финансов. В предыдущей главе описаны те изменения, которые претерпевали Департамент Государственного Казначейства и его учреждения в губерниях России.

Наибольший интерес в деятельности казначейств Симбирской губернии представляет период после 1900 года, когда казначейская система в России получила наибольшее развитие, роль и внимание к себе, в силу широкого круга функций, обширной отчетности и усложнения процессов управления финансами губернии.

В 1900 году в соответствии с установленным делением казенных палат и казначейств на разряды, Министерством финансов России были присвоены следующие разряды казначействам Симбирской губернии: Симбирское — 3 разряд; Сызранское и Алатырское — 4 разряд; Карсунское и Ардатовское — 5 разряд; Сенгилеевское, Курмышское и Буинское — 6 разряд. Жалование чиновникам казначейств устанавливалось в зависимости не только от должности, чина, но и от разряда казначейства.

Численность чиновников казначейств также зависела от установленного разряда и менялась, конечно, увеличиваясь по мере возрастания обязанностей, работ и отчетности, выполняемых казначействами. Было принято деление на основных служащих — это чиновники различных должностей, чинов и разрядов и нижние служащие — писцы, сторожа, кучера и др. Возглавлял казначейство казначей, его заместителем и вторым лицом в казначействе был старший бухгалтер. В каждом казначействе было три столоначальника — по доходной части, по расходной части и по отчетной части. К примеру, на 1912 год Департаментом Государственного Казначейства была установлена следующая численность чиновников — основных служащих казначейств Симбирской губернии (Таблица № 1).

Таблица № 1

Численность чиновников казначейств Симбирской губернии

Название казначейства Количество чиновников по должностям
присяжные счетчики старшие кассиры кассиры 1 разряда кассиры 2 разряда бухгалтера 1 разряда бухгалтера 2 разряда счетные чиновники письмо-
водители
Всего
Симбирское 8 1 2 2 3 3 3 1 23
Сенгилеевское 6 - 1 1 1 2 1 - 12
Сызранское 6 - 1 2 1 3 2 - 15
Карсункое 6 - 1 1 2 2 2 - 14
Алатырское 7 - 2 1 2 2 3 - 17
Курмышское 6 - 1 1 1 2 - - 11
Ардатовское 6 - 1 1 1 2 1 - 12
Буинское 6 - 1 -   2 1 - 11
                   
Итого: 51 1 10 9 12 18 13 1 115 чел.

Обязанности и отчетность казначейств

В первой главе были отражены изменения и добавления в обязанностях и полномочиях Департамента Государственного Казначейства и его учреждений в губернских уездных городах по мере усложнения задач, стоящих перед казначействами. Это и новый порядок отпуска денег военному, морскому и другим ведомствам, введенный в 1824 году, новое Положение об отчетности 1830 года, реформы в бюджетном, кассовом, ревизионном деле 1858 года, введение единства кассы в 1863 году, передача функций по взысканию податных недоимок, зачету и рассрочкой платежей, которые были переданы от Казначейства вновь учрежденному в 1863 году Департаменту окладных сборов, передача казначействам в 1899 году обязанностей по распределению между государственной казной и земством в установленном процентном отношении всей суммы доходов, поступающих в уплату сборов, это и инструкции казначействам и казенным палатам по всем видам их деятельности, вводимые в июне 1878 года, по которым эти учреждения работали 35 лет.

За этот период времени инструкции во многих частях утратили свое значение и деятельность казенных палат и казначейств регулировались, главным образом, отдельными циркулярами и частными распоряжениями Министерства финансов и Департамента Государственного Казначейства.

Поэтому в 1912 году комиссией под председательством директора Департамента Государственного Казначейства тайного советника Кузьминского в составе 47 человек, в числе которых были представители от Департамента окладных сборов, от государственного контроля, от Департамента гражданской отчетности, был одобрен с замечаниями и заключениями проект новых инструкций. Окончательно отработанные и оформленные новые инструкции, согласованные причастными к делу государственными учреждениями были подписаны Министром финансов, действительным тайным советником Барком, и письмом от 19 мая 1915 года доведены до казенных палат и казначейств для ознакомления и усвоения, с тем, чтобы ввести их в действие с 1916 года.

В указанном письме говорилось буквально следующее: "В виду того, что новые инструкции вносят изменения в существующий порядок делопроизводства и счетоводства казенных палат и казначейств, необходимо, чтобы служащие этих учреждений заблаговременно и обстоятельно ознакомились с содержанием новых инструкций так, дабы по введении их в жизнь не встретилось никаких замешательств при исполнении новых правил. В особенности это указание относится к чиновникам казначейств, в виду того, что большая часть изменений внесена именно в делопроизводство и счетоводство казначейств, а, между тем, для них усвоение нового порядка, без сомнения, будет сопряжено с некоторыми затруднениями. Поэтому представляется настоятельно необходимым, чтобы господа Управляющие казенными палатами обратили внимание на эту сторону дела и при ревизии казначейств уже в нынешнем году лично или через начальника третьего отделения проверяли, насколько чиновники казначейств успели изучить новые инструкции и в необходимых случаях давали нужные указания и разъяснения".


Обобщая уже выполняемые обязанности и введенные инструкциями новые обязанности казначейств, можно выделить основные из них:

  1. Получение государственных расходов и их хранение, производство платежей и передвижение денежных сумм из одного казначейства в другое и в Государственный банк.
  2. Распределение между государственной казной и земством в установленном процентном отношении всей суммы доходов, поступающих в уплату поземельных сборов по каждой окладной единице.
  3. Контроль за своевременным и бездоимочным поступлением доходов, представление казенной палате сведений о накопившихся недоимках для принуждения к их уплате.
  4. Производство расходов на основании утвержденных смет ассигнований и указаний распорядительных управлений Министерства финансов. Сами же по себе казначейства не могли производить какие-либо расходы, ни взыскивать налоги, ни слагать недоимки, ни останавливать их взыскание или делать отсрочки платежей.
  5. Передача избытков доходов сверх предстоящих расходов в Государственный банк.
  6. Принимать, хранить и расходовать специальные средства и депозиты правительственных учреждений, а также общественных и сословных сумм по соглашению соответствующих учреждений с Министерством финансов.
  7. Прием на временное хранение сумм присутственных мест, должностных лиц, а также переводов частных денежных сумм из одного города в другой через местные казначейства, там, где признано возможным Министерством финансов.
  8. Прием и хранение частных вкладов в сберегательных кассах, организованных при казначействах. Хранение и размещение ценных бумаг.
  9. Продажа гербовой бумаги, марок, бланков свидетельств и патентов по акцизным сборам.
  10. Выдача свидетельств на право торговли и промыслов, билетов на торговые и промышленные заведения и паспортов мещанам.
  11. Ведение счетоводства по всем доходам и расходам и представление в установленные сроки отчетности, как казенной палате, так и другим учреждениям.

В связи с таким широким кругом обязанностей казначейств ведение и представление отчетности по всем видам деятельности занимало значительную долю от всех работ казначейств, особенно в тех уездных казначействах, где не было контор и отделений Государственного банка. А таковыми были все уездные казначейства Симбирской губернии. Отчетность губернским и уездными казначействами представлялась в Симбирскую казенную палату, отделению Государственного банка, земскую управу по хранимым земским суммам и отчислениям от поступивших доходов. Кроме того, губернское казначейство представляло отчетность в Управление государственными сберегательными кассами по деятельности сберегательной кассы № 729 при Симбирском губернском казначействе.

Регулярная отчетность представлялась три раза в год, включая годовую. Симбирская казенная палата на основании отчетов казначейств представляла сводный отчет по губернии с той же периодичностью в Департамент Государственного Казначейства, который в свою очередь представлял отчетность в Государственное контрольное управление и Департамент государственной отчетности.

Работа казначейств, правильность ведения счетоводства и отчетности, исполнение расходов по выделенным ассигнованиям, исполнение обязанностей чиновниками казначейства подвергались свидетельствам (ревизиям) плановым (срочным) и внеплановым (внезапным). Плановые ревизии проводились по окончании каждого месяца, как правило, без выезда на места, по результатам отчетов. С выездом в казначейства ревизии проводились по истечении трехлетнего служения казначея и в случае увольнения его со службы. В этих случаях ревизии проводились общим присутствием казенной палаты в Симбирском губернском казначействе и общим присутствием из заседателей местных дворянских опек и полицмейстера или исправника в уездных казначействах. Внеплановые ревизии проводились при введении новых правил счетоводства, отчетности, делопроизводства или по решению Департамента Государственного Казначейства управляющим казенной палаты или чиновниками казенной палаты, чинами, командируемыми от Министерства финансов или Государственного контроля, общим присутствием для срочных свидетельств. В случае обнаружения растраты в казначействе, казенные убытки покрываются прежде всего из имущества участников растраты, затем из имущества казначея, если же этим не покрываются казенные убытки, то взыскание обращается на залоги казначейства, затем на имущество лиц, производивших ревизию и, наконец на казенную палату.

Сберегательные кассы казначейств

Сберегательная касса при Симбирском губернском казначействе и ее приписные (филиалы) кассы при уездных казначействах были открыты в 1895-96гг. Это было вызвано развитием промышленности, ремесел и промыслов в губернии и ориентированы были сберегательные кассы на прием и выдачу мелких сбережений. Однако уже в ближайшие десять-пятнадцать лет число операций и объемы работ сберегательных касс значительно увеличились. Кроме приема, хранения и выдачи сбережений сберегательные кассы принимали процентные (ценные) бумаги на хранение и управление, оплачивали купонные доходы по процентным бумагам, покупали процентные бумаги по займам, продавали (размещали) облигации по выпускаемым займам, выполняли страховые операции. Динамика роста числа операций и размеров вкладов по Сберегательной кассе № 729 при Симбирском губернском казначействе и ее приписных касс при уездных казначействах видна из приведенной ниже таблицы (Таблица № 2).

Таблица № 2

Динамика, роста числа операций и размеров вкладов по Симбирской Сберегательной кассе № 729

Годы Число операций по приему и выдаче вкладов Остаток на 01.01. 1917г.
Общее кол-во за год В среднем в день Денежных вкладов (руб.) Процентных бумаг (руб.)
1913 12420 50 1093279 646462
1914 13928 60 1224121 691100
1915 15472 65 1542779 945625
1916 18006 75 2076521 1538247

Учитывая усложнение дел для казначейства и рост числа операций по Сберегательной кассе, Симбирское губернское казначейство обращается в мае 1917 года в Симбирскую казенную палату и Управление сберегательных касс с просьбой увеличения числа служащих или отделения сберегательной кассы от казначейства, мотивируя тем, что существующий штат Симбирского казначейства в настоящее время едва достаточен для исполнения многочисленной и сложной работы по разнообразным казначейским и банковским операциям, увеличившихся по обстоятельствам военного времени и по случаю введения новых налогов и дальнейшем делением внимания чинов казначейства между двумя различными работами по казначейству и по сберегательной кассе — становится совершенно невозможным по недостаточности рабочих сил кассового и бухгалтерского персонала. При перегруженности работой чины казначейства плохо усваивают многочисленные распоряжения и инструкции, относящиеся к вновь вводимым операциям в сберегательных кассах, так и в видах убавления чрезвычайной напряженности непосильного труда, при котором труженики-чиновники, сгорая как свечка на ветре, преждевременно зачисляются в разряд инвалидов, отягощающих бюджет государства. Выход из этого положения может быть только один — это безотлагательное усиление личного состава сберегательной кассы, введением в них чинов, состоящих исключительно для производства сберегательных операций".

Служащие казначейств и их материальное содержание

В соответствии со структурой и обязанностями казначейств были определены должности чиновников и их функции. Количество чиновников по должностям, нижних служащих и их денежное содержание зависело от разряда, установленного каждому казначейству.

Возглавлял казначейство казначей, который нес полную ответственность за деятельность казначейства. Его заместителем являлся старший бухгалтер. В каждом казначействе было по три стола (отдела), которые возглавляли столоначальники. Следующей группой должностей по уровню ответственности были бухгалтеры, кассиры, счетные чиновники, присяжные счетчики, писцы и другие служащие по обеспечению содержания и обслуживанию казначейств.

Образовательный ценз чиновников был очень широк и разнообразен и с точки зрения нашего времени явно недостаточный. Но об уровне знаний можно судить лишь зная программу обучения, допустим, в реальных гимназиях, где много времени уделялось точным наукам, или в горных училищах, в программе которых были курсы экономики, статистики, учета. Видимо, этот уровень был достаточен для исполнения обязанностей чиновников казначейства. Профессиональная подготовка по конкретным обязанностям проводилась непосредственно в казначействах в процессе работы. Казначеи имели, как правило, университетское образование или высшее политехническое. Остальные чиновники заканчивали гимназии, горное училище, реальное училище, духовное училище, начальное училище, бухгалтерские курсы и даже фельдшерские курсы. При назначении на службу и по мере наработки выслуги лет, чиновникам присваивались чины, звания и давались награды. Казначею, как правило, присваивался чин статского советника или коллежского советника, старшему бухгалтеру и столоначальникам — коллежский советник или надворный советник, счетным чиновникам — надворный советник, коллежский асессор; кассирам, присяжным счетчикам — коллежский асессор, коллежский секретарь, губернский секретарь; письмоводителям, писцам — коллежский регистратор, коллежский служитель.

Чиновники казначейства получали награды — ордена, медали по истечении, как правило, срока безупречной службы в двенадцать, двадцать, тридцать пять лет. Например, казначей Симбирского губернского казначейства Безсонов Михаил Михайлович, 1861 года рождения, состоящий в должности с 15 ноября 1911 года имел чин статского советника и награжден орденами Св. Станислава второй и третьей степени, Св.Анны третьей степени. Старший бухгалтер этого же казначейства, Лихов Петр Сергеевич, 1888 года рождения, состоящий в должности с 21 декабря 1913 года имел чин коллежского советника и награжден орденами Св.Станислава второй и третьей степени и Св.Анны третьей степени. В Алатырском казначействе казначей Поляков Владимир Васильевич, 1887 года рождения, состоящий в должности с 11 декабря 1911 года имел чин статского советника и награжден орденами Св.Станислава третьей степени и Св.Анны третьей степени. Старший бухгалтер того же казначейства Троицкий Константин Николаевич, 1884 года рождения состоящий в должности с 1 августа 1906 года имел чин надворного советника и награжден орденом Св.Станислава третьей степени.

Денежное содержание чиновников казначейств Симбирской губернии состояло из должностного оклада, доплаты за чин и наградных. В целом, как уже было сказано выше, оно зависело от разряда, присвоенного казначейству. Так, денежное содержание казначея Симбирского губернского казначейства, имеющего третий разряд, в общей сложности, составляло 2400 руб. в год; казначея Алатырского казначейства, имеющего четвертый разряд, денежное содержание составляло 2200 руб. в год, а казначея Карсунского казначейства, имеющего пятый разряд, денежное содержание составляло 2000 руб. в год. При уходе чиновника в отставку ему назначалась пенсия в размере до 70% денежного содержания по последней должности, а при его кончине пенсия назначалась или продолжалась выплачиваться в том же размере его вдове на содержание семьи и воспитание детей.

Что касается размещения казначейств, то все они за исключением Сызранского, которое помещалось в наемном доме, имели собственные здания. Симбирское губернское казначейство помещалось в одном здании с губернской казенной палатой. Само здание находилось в центре Симбирска на Соборной площади. Большинство зданий уездных казначейств было каменной постройки — в Карсуне, Алатыре, Ардатове, Сенгилее.

После 1917 года функции по исполнению Государственного бюджета и контроля за расходованием государственных средств осуществлялись созданными в Наркомфине приходно-расходными кассами. С середины 20-х годов и до 1991 года эти функции выполнял Государственный банк СССР.

Приказом Министра финансов Российской Федерации от 14 июля 1993 года № 557л/с и распоряжением Главы администрации Ульяновской области № 1179-р — от 16 ноября 1993 года на территории Ульяновской области создана система органов федерального казначейства.

вторник, 21 ноября, 2017г.

Здание УФК
Здание УФК по Ульяновской области