Уважаемые коллеги!
Во исполнение Плана по исполнению Управлением Федерального казначейства по Ульяновской области Плана деятельности Федерального казначейства на соответствующий год и Основных мероприятий на соответствующий год по реализации Стратегической карты Казначейства России на Отдел кадров возложена задача организации и антикоррупционного просвещения гражданских служащих, замещающих должности в Управлении. В его рамках сегодня проводится занятие по теме «Содержание и нормативно-правовое закрепление ограничений и запретов, связанных с государственной службой, а также обязанностей, возлагаемых на федеральных государственных служащих».
Главной целью законодательного установления ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой, является обеспечение эффективного исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей, исключающего возможность злоупотребления полномочиями, создание условий для беспристрастного принятия им управленческих решений.
Соблюдение гражданским служащим предусмотренных Законом ограничений, недопущение нарушений запретов является одной из основных обязанностей гражданского служащего. Соблюдение ограничений, отсутствие нарушений запретов учитываются при проведении аттестации, при применении дисциплинарных взысканий и принятии решения об увольнении в связи с утратой доверия.
За несоблюдение же гражданским служащим ограничений и запретов налагаются дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.
Кроме того, несоблюдение ограничений и нарушение запретов, связанных с гражданской службой, являются согласно ч. 1 ст. 33 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы. В частности, в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы. Именно поэтому вам так важно четко знать ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, т.к. без этого невозможно их неукоснительное соблюдение.
Эта статья устанавливает ограничения, связанные с гражданской службой, которые наряду с запретами определяют основную специфику правового статуса государственного гражданского служащего.
Решение о признании недееспособным может быть принято судом в отношении гражданина, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством, на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер) независимо от совместного с ним проживания, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения.
Решение об ограничении в дееспособности может быть принято судом в отношении гражданина, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством, на основании заявления членов его семьи, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения.
Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, если он осужден к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной судимости.
Гражданин не может находиться на гражданской службе, если он, будучи гражданским служащим, осужден к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы по приговору суда, вступившему в законную силу. Если представителю нанимателя стала известна достоверная информация о наличии у гражданского служащего не снятой или не погашенной судимости, речь будет идти также о представлении этим служащим заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу.
Наказаниями, исключающими возможность исполнения должностных обязанностей, являются: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы, арест, лишение свободы (на определенный срок или пожизненное). Следовательно, назначение судом других видов наказаний не должно служить препятствием для поступления гражданина на гражданскую службу и нахождения на гражданской службе.
Судимость начинается со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу и заканчивается моментом погашения или снятия судимости. Судимость погашается автоматически по истечении определенных сроков после отбытия или исполнения наказания в зависимости от категории осужденных, а снимается решением суда по ходатайству осужденного до истечения сроков погашения судимости, если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно.
3.Прохождение гражданским служащим процедуры допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, предусматривается законом только в том случае, если с использованием таких сведений связано исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы. Отказ от прохождения указанной процедуры является ограничением как для гражданина, претендующего на данную должность, так и для гражданского служащего, если использование сведений, составляющих государственную или иную тайну, становится необходимым в силу изменения должностных обязанностей.
Допуск к государственной тайне — это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.
Диспансеризация гражданских служащих преследует более широкие цели, чем выявление наличия или отсутствия предусмотренных данным документом заболеваний — психических расстройств, расстройств поведения и эпилепсии.
Гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня выхода из гражданства Российской Федерации, со дня приобретения гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Возможность поступления на гражданскую службу и нахождения гражданина на гражданской службе при наличии двойного гражданства однозначно ставится в зависимость от наличия соответствующих разрешительных норм в международном договоре.
Предоставление гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта может повлечь расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя.
Федеральный закон "О противодействии коррупции" предусматривает следующие обязанности гражданских служащих:
В случае уклонения от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от нее гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе, поскольку такие действия квалифицируются как преступление, предусмотренное ст. 328 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Несоблюдение ограничений, связанных с гражданской службой, является основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.
Запреты, связанные с гражданской службой установлены статьей 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Понятие коммерческой организации закреплено в п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации: это организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
В случае нарушения комментируемого запрета гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия.
а) выборными или замещаемыми в порядке назначения государственными должностями, за исключением случая, когда указом Президента Российской Федерации полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе назначается еще и заместителем Председателя Правительства Российской Федерации и (или) федеральным министром;
б) выборными должностями в органах местного самоуправления;
в) оплачиваемыми выборными должностями в органе любого профессионального союза (гражданский служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу только в том случае, если это не повлечет за собой конфликт интересов (ч. 2 ст. 14), в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.
В Гражданском кодексе Российской Федерации под предпринимательской понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Гражданскому служащему запрещено любое оказание услуг, выполнение работ с целью извлечения прибыли; владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности, а именно: зданиями, сооружениями, оборудованием, машинами, земельными участками, иными вещами, используемыми в производственном процессе и в коммерческой деятельности; приобретать имущественные права на нематериальные объекты — товарные знаки, промышленные образцы, торговые секреты, фирменные наименования и т.д.
Гражданский служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
В случае нарушения комментируемого запрета гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия. Кроме того, за нарушение данного запрета предусмотрена уголовная ответственность ст. 289 Уголовного кодекса Российской Федерации "Незаконное участие в предпринимательской деятельности"), в случае если учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, связано с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.
Согласно ст. 142 Гражданского кодекса Российской Федерации ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг. При этом не по всем ценным бумагам может быть получен доход.
Вместе с тем запрет не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, поскольку комментируемый пункт в данной связи содержит ссылку на исключения, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации. Следовательно, в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями гражданский служащий вправе получить обычный подарок стоимостью до трех тысяч рублей.
В случае если стоимость подарков, полученных гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, превышает три тысячи рублей, они признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и подлежат передаче по акту в государственный орган, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы. При этом гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Получение гражданским служащим вознаграждения вопреки установленному запрету может быть расценено как получение взятки и привести к возбуждению уголовного дела по ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Гражданскому служащему запрещено выезжать за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, если такой выезд связан с исполнением должностных обязанностей. Гражданский служащий может выезжать за пределы России в служебную командировку только за счет средств, выделяемых органами государственной власти, либо за счет принимающей стороны или грантодателя, в случае если это предусмотрено договором, одной из сторон которого является государственный или муниципальный орган Российской Федерации, а другой — государственный или муниципальный орган иностранного государства, международная или иностранная организация.
Запрет на выезд за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц не распространяется на частные выезды, не связанные с исполнением должностных обязанностей.
Согласно п.8 статьи 17 запрет распространяется на использование вне связи с исполнением должностных обязанностей любых средств материально-технического и иного обеспечения, т.е. не только основных средств, канцелярских принадлежностей, запасных частей к оргтехнике, хозяйственных товаров, но и электричества, связи, информации.
Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Служебная информация необходима гражданскому служащему для выполнения должностных обязанностей.
Сведения конфиденциального характера становятся известны служащему, как правило, в связи с его участием в предоставлении государственных услуг.
Разглашением сведений или информации является их передача третьим лицам без согласия обладателя. Использование сведений или информации в целях, не связанных с гражданской службой, представляет собой любое их использование не по назначению, в личных целях, в интересах третьих лиц.
Целями устанавливаемого статьи 17 запрета являются недопущение возникновения ситуации конфликта интересов, а также защита от неправомерного вмешательства в деятельность гражданского служащего.
Письменное разрешение представителя нанимателя призвано удостоверить, что заслуги, за которые награждается гражданский служащий, носят правомерный характер, то есть не связаны с нарушением запретов, ограничений, требований к служебному поведению.
Рассматриваемый запрет не распространяется на принятие наград, почетных и специальных званий, если они являются научными, и (или) если они предлагаются политическими партиями, другими общественными объединениями и религиозными объединениями, с которыми гражданский служащий не взаимодействует в процессе исполнения должностных обязанностей.
По сути, данный запрет не означает невозможности участия гражданского служащего в агитации. Проведение агитационных мероприятий в процессе исполнения должностных обязанностей, во время фактического нахождения на месте службы будет рассматриваться как осуществляемое с использованием преимуществ должностного положения, но и анонимное, в частном порядке участие гражданского служащего, к примеру, в массовых предвыборных мероприятиях, может быть связано с использование должностного положения.
Кроме того, установлен запрет на публичное выражение гражданским служащим отношения к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, за исключением случаев, когда это входит в его должностные обязанности. Такой запрет является еще и способом выражения принципа безличности государственной власти.
Рассматриваемый пункт также дополняется предусмотренным Федеральным законом № 79-ФЗ запретом на получение, обработку и приобщение к личному делу гражданского служащего персональных данных о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни, о членстве в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах.
Исключение составляет создание профессиональных союзов.
В случае нарушения комментируемого запрета гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия.
Контроль за соблюдением запрета предполагается осуществлять посредством проверок, основанием которых является достаточная информация о том, что конкретным лицом данный запрет не соблюдается. Такая информация может быть представлена в письменной форме в установленном порядке:
1) правоохранительными, иными государственными органами, Центральным банком Российской Федерации, кредитными организациями, другими российскими организациями, органами местного самоуправления, работниками (сотрудниками) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, а также иностранными банками и международными организациями;
2) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
3) Общественной палатой Российской Федерации;
4) общероссийскими средствами массовой информации.
Нарушение рассматриваемого запрета влечет за собой досрочное увольнение в связи с утратой доверия.
Рассматриваемая норма не является запретом, а представляет собой предписание, устанавливающее требования к действиям гражданских служащих, имеющих на праве владения ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций), если такое владение приводит или может привести к конфликту интересов.
В указанных случаях возникшего или потенциального конфликта интересов гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Гражданин, замещавший должность гражданской службы, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы обязан получать согласие на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнение в данной организации работы (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) у соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов при одновременном соблюдении следующих условий:
1) гражданин замещал должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации;
2) случаи, когда гражданин обязан получать такое согласие, установлены федеральными законами. Согласно Федеральному закону "О противодействии коррупции" согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов необходимо на замещение должности в организации на условиях трудового договора и (или) на выполнение работ (оказание услуг) по гражданско-правовому договору стоимостью более ста тысяч рублей в течение месяца;
3) отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего.
Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
За несоблюдение гражданским служащим запретов налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.
Кроме того, нарушение запретов, связанных с гражданской службой, является согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы. В частности, в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения запретов служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы.
Что касается возможности установления мер ответственности за нарушение запретов, установленных другими федеральными законами, то в настоящее время Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289) и за получение взятки (ст. 290).