РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 октября 2017 года

город Ульяновск

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Н., при секретаре Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению З. к Управлению Федерального казначейства по Ульяновской области, администрации города Ульяновска, муниципальному образованию «город Ульяновск» о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

УСТАНОВИЛ:

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 января 2012 г. удовлетворены исковые требования собственников жилых помещений в многоквартирном доме № 3 по ул. М. в г. Ульяновске З., А., Р., Л., П., на мэрию города Ульяновска возложена обязанность выполнить капитальный ремонт указанного многоквартирного дома: ремонт кровли дома, заменить трубопроводы холодного и горячего водоснабжения, центрального отопления и канализации в подвале дома; выполнить капитальный ремонт 6-го подъезда дома: ремонт вертикальных и горизонтальных межпанельных швов, заменить трубопровод водоотведения (водосток), заменить электропроводку, в том числе отремонтировать электрощитовые в подъезде и над крыльцом, восстановив освещение на лестничных площадках, заменить оконные блоки на лестничных площадках, отремонтировать кирпичную кладку в цокольной части подъезда.

З. обратилась в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением к администрации города Ульяновска, Управлению Федерального казначейства по Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 270 000 руб.

Требование мотивировала тем, что указанное решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 января 2012 г. до настоящего времени не исполнено. При этом общая продолжительность по исполнению данного судебного акта с 20 апреля 2012 г. (дата возбуждения исполнительного производства) по 12 сентября 2017 г. составляет 5 лет 4 месяца 23 дня.

К участию в деле в качестве административного соответчика привлечено муниципальное образование «город Ульяновск» в лице Финансового управления администрации города Ульяновска, в качестве заинтересованного лица — Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.

В судебном заседании административный истец З. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске.

Представитель администрации города Ульяновска Ц. административный иск не признала. Пояснила, что на исполнении в Межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления судебных приставов по Ульяновской области находится 396 исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о понуждении администрации произвести капитальный ремонт многоквартирных домов. Администрация города предпринимает меры к исполнению судебного решения, но выделяемых из бюджета города денежных средств недостаточно для проведения капитального ремонта дома административного истца. В 2017 году исполняются решения судов, принятые в 2010-2011 годах.

Представитель Управления Федерального казначейства по Ульяновской области Н. иск не признала. В обоснование возражений пояснила, что под главным распорядителем средств соответствующего бюджета применительно к Федеральному закону от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее — Закон о компенсации) понимаются главные распорядители средств федерального бюджета, бюджета Российской Федерации, бюджета муниципального образования по ведомственной принадлежности органа, организации, должностного лица, чьи действия (бездействие) повлекли нарушение права заявителя на судопроизводство в разумный срок. Полагает, что надлежащими административными ответчиками по делу являются финансовый орган — Финансовое управление администрации города Ульяновска и соответствующий главный распорядитель средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск» — администрации города Ульяновска.

Интересы муниципального образования «город Ульяновск» в суде в соответствии с частью 9 статьи 3 Закона о компенсации представляет Финансовое управление администрации города Ульяновска, чей представитель в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменных возражениях просил в удовлетворении административного иска отказать, указал, что в рамках исполнения принятого в пользу З. и других решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 января 2012 г. в пределах утвержденных бюджетных обязательств на ремонт кровли многоквартирного дома № 3 по ул. М. в г. Ульяновске предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 4 019 300 руб. Меры по исполнению судебного решения администрацией города Ульяновска предпринимаются, в том числе в настоящее время составляются и корректируются сметные расчёты для последующего заключения муниципального контракта.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей Финансового управления администрации города Ульяновска и Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.

Выслушав объяснения административного истца и представителей административных ответчиков, изучив материалы гражданского дела № , исполнительных производств № № и материалы рассматриваемого дела, суд находит требование З. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется; исполнение судебного решения, по смыслу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как элемент судебной защиты, что обязывает федерального законодателя при выборе в пределах своей конституционной дискреции того или иного механизма исполнительного производства осуществлять непротиворечивое регулирование отношений в этой сфере, создавать для них стабильную правовую основу и не ставить под сомнение конституционный принцип исполнимости судебного решения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2002 г. № 1-П, от 14 мая 2003 г. № 8-П, от 14 июля 2005 г. № 8-П, от 12 июля 2007 г. № 10-П, от 26 февраля 2010 г. № 4-П, от 14 мая 2012 г. № 11-П, от 10 марта 2016 г. № 7-П).

В силу части 1 статьи 1 Закона о компенсации взыскатели при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Частью 3 статьи 1 Закона о компенсации установлено, что присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

В соответствии с пунктом 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств.

Вступившим в законную силу 17 февраля 2012 г. решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 января 2012 г, удовлетворены исковые требования собственников жилых помещений в многоквартирном доме № 3 по ул. М. в г. Ульяновске З., А., Р., Л., П., на мэрию города Ульяновска возложена обязанность выполнить капитальный ремонт указанного многоквартирного дома: ремонт кровли дома, заменить трубопроводы холодного и горячего водоснабжения, центрального отопления и канализации в подвале дома; выполнить капитальный ремонт 6-го подъезда дома: ремонт вертикальных и горизонтальных межпанельных швов, заменить трубопровод водоотведения (водосток), заменить электропроводку, в том числе отремонтировать электрощитовые в подъезде и над крыльцом, восстановив освещение на лестничных площадках, заменить оконные блоки на лестничных площадках, отремонтировать кирпичную кладку в цокольной части подъезда.

2 марта 2012 г. З. судом выданы исполнительные листы серии ВС № № , представленные взыскателем в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области.

20 апреля 2012 г. на основании указанных исполнительных документов возбуждены исполнительные производства № № . Постановлениями судебного пристава-исполнителя от указанной даты должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.

Постановлениями судебного пристава-исполнителя от 16 апреля 2012 г. с должника взыскан исполнительский сбор в связи с неисполнением исполнительных документов в установленный срок.

В рамках исполнительных производств судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились постановления о назначении нового срока исполнения.

До настоящего времени решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 января 2012 г. не исполнено.

С административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок З. обратилась в суд 18 сентября 2017 г., т.е. в установленный частью 8 статьи 3 Закона о компенсации, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.

Длительность неисполнения судебного решения в данном случае составляет 5 лет 5 месяцев 23 дня.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным,

В качестве причин, препятствующих исполнению решения суда о проведении капитального ремонта, административным ответчиком указано, что по состоянию на 23 мая 2017 г. на исполнении находится 396 судебных решений о возложении на администрацию города Ульяновска обязанности проведения капитального ремонта многоквартирных домов и жилых помещений. Общая ориентировочная потребность в денежных средствах на исполнение этих решений составляет 1,4 млрд. руб. В 2017 году в городском бюджете на капитальный ремонт предусмотрена сумма 29,8 млн. руб., что составляет 2,1% от общей суммы потребности. Администрация города Ульяновска периодически направляет письма в Ульяновскую Городскую Думу о необходимости дополнительного финансирования, составляет локально-сметные расчеты, от исполнения решения суда не отстраняется.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что должником принимались определенные меры по исполнению решения суда, однако эти действия нельзя признать своевременными, достаточными и эффективными.

При таких обстоятельствах З. имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Закона о компенсации при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом,

В пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № И «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с муниципального образования «город Ульяновск» в лице Финансового управления администрации города Ульяновска за счет средств местного бюджета.

Управление Федерального казначейства по Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, в удовлетворении административного иска к нему следует отказать.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Закона о компенсации, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом практики Европейского Суда по правам человека.

Определяя размер компенсации, суд учитывает требования разумности и справедливости, позволяющие, с одной стороны, максимально возместить причиненный неимущественный вред фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию права на исполнение судебного акта в разумный срок, с другой — не допустить неосновательного обогащения.

Обязанность по соблюдению предусмотренных законом требований разумности и справедливости должна обеспечить баланс частных и публичных интересов с тем, чтобы выплата компенсации одним категориям граждан не нарушала бы права других категорий граждан, учитывая, что казна муниципального образования формируется в соответствии с законодательством за счет налогов, сборов и платежей, взимаемых с граждан и юридических лиц, которые распределяются и направляются как на возмещение вреда вследствие нарушения права на судопроизводство в разумный срок, так и на осуществление социальных и других значимых для общества программ, для оказания социальной поддержки гражданам, на реализацию прав льготных категорий граждан.

Учитывая обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, суд считает необходимым присудить З. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 7000 рублей, которая подлежит зачислению на счет административного истца.

В силу части 4 статьи 4 Закона о компенсации, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче данного административного искового заявления З. уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., подлежащая взысканию в её пользу.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск З. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального образования «город Ульяновск» в лице Финансового управления администрации города Ульяновска за счет средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в пользу З. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 7000 рублей, в счет возмещения судебных расходов 300 рублей с перечислением денежных средств на её счет № в Ульяновском отделении № 8588 публичного акционерного общества «Сбербанк России».

В удовлетворении остальной части заявленных требований З. отказать.

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.