Приложение к письму
Федерального казначейства
от 26.07.2016 № 07-04-05/09-545

Аналитический материал практики правоприменения Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

1. Исчисление сроков при применении взысканий за коррупционные правонарушения, установленные статьей 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения установлен в статье 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Учитывая изложенное, применить взыскание за коррупционные правонарушения можно не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения. Течение этого срока приостанавливается на время:

Так, анализ судебной практики показал следующее.

  1. В удовлетворении требований об отмене решения первой инстанции о признании незаконным и отмене приказа «О результатах проверки» в части применения к гражданскому служащему меры юридической ответственности в виде объявления дисциплинарной взыскания — замечания было отказано, так как судом первой инстанции законно и обоснованно были сделаны выводы, в том числе о пропуске, установленного в соответствии с частью 3 статьи 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ, срока применения к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания (в месячный срок обоснованно не был включен период проведения проверки в отношении гражданского служащего, однако несмотря на это срок для применения к гражданскому служащему меры юридической ответственности в виде дисциплинарного взыскания составил более месяца, что не соответствует части 3 статьи 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ) (Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 августа 2014 года по делу № 33-17718/2014).
  2. Решение суда первой инстанции было отменено и вынесено новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований гражданского служащего об отмене приказа, в части применения к нему меры юридической ответственности в виде наложения дисциплинарного взыскания — выговор, в связи с неверным исчислением срока для применения взыскания за коррупционные правонарушения (в месячный срок суд не включил периоды проведения проверок в отношении гражданского служащего) судом первой инстанции (Определение судебной коллегией по гражданским делам Приморского краевого суда от 22 июля 2014 года по делу № 33-5868/2014).
  3. Решение первой инстанции оставлено без изменений, а апелляционная жалоба без удовлетворения, в связи с тем, что доводы апелляционной жалобы гражданского служащего о нарушении срока привлечения к ответственности за предоставление сведений о доходах и имуществе являются необоснованными, поскольку срок применения взыскания исчисляется с момента поступления информации о совершении коррупционного правонарушения, суд первой инстанции также исключил из месячного срока, установленного Федеральным законом № 79-ФЗ для привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности, периоды нахождения гражданского служащего в очередном отпуске, временной нетрудоспособности (Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 августа 2014 года по делу № 33-11830/2014). Аналогичный вывод сделан в определении судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 27 февраля 2013 г. по делу № 33-795, в котором решение суда первой инстанции о признании незаконным применения к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания в виде выговора оставлено без изменений, а апелляционная жалоба без оставлена удовлетворения, поскольку при исчислении месячного срока для применения дисциплинарного взыскания к гражданскому служащему обоснованно не были включены в месячный срок для применения дисциплинарного взыскания периоды нахождения гражданского служащего в очередном отпуске, а также нахождения на курсах повышения квалификации.
  4. Доводы апелляционной жалобы о нарушении срока привлечения к ответственности за предоставление сведений о доходах за 2011 год признаны судом необоснованными, поскольку срок привлечения к ответственности исчисляется не с момента представления справки гражданским служащим, а с момента поступления информации о совершении коррупционного правонарушения (Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 25 марта 2014 г.)

Учитывая изложенное, а также в целях недопущения нарушения законодательства Российской Федерации и признания незаконным решения представителя нанимателя о применении к гражданскому служащему мер юридической ответственности в виде дисциплинарного взыскания необходимо при исчислении срока учитывать положения статьи 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ.

2. Взыскания за коррупционные правонарушения, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи и сведения о своих расходах, а также о расходах членов своей семьи в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (пункт 2 части 1 статьи 20 и часть 1 статьи 20.1 Федерального закона № 79-ФЗ, статья 8 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ)).

В соответствии со статьей 59.1 Федерального закона № 79-ФЗ за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом № 79-ФЗ, Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:

Также согласно пункту 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

При этом следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, — и на основании рекомендации указанной комиссии.

Согласно части 2 статьи 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ при применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Указанные дисциплинарные взыскания налагаются на гражданских служащих по результатам проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

Анализ статьей 59.1, 59.2 и 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ показывает, что взыскания за правонарушения коррупционного характера, совершаемые гражданскими служащими, могут быть разделены в зависимости от их тяжести и обстоятельств совершения.

Учитывая изложенное, по мнению Федерального казначейства, при применении к гражданскому служащему взыскания следует полно и всесторонне учитывать характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Так, к примеру, за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом № 79-ФЗ, Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами в соответствии с положениями статьи 59.1 Федерального закона № 79-ФЗ, были применены такие взыскания, как замечание, выговор:

Также, например, Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 19 марта 2013 года № 33-1327/13 решение первой инстанции оставлено без изменений, а апелляционная жалоба без удовлетворения в части признания незаконным и отмены приказа о прекращении действия служебного контракта и об освобождении от должности и увольнении с государственной гражданской службы в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в связи с непредставлением гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.