Доклад заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Ульяновской области Бауэра Александра Владимирович на Межрегиональном совещании руководителей и начальников кадровых служб Управлений Федеральных казначейств по Приволжскому Федеральному округу.

Организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих УФК по Ульяновской области, предложения по совершенствованию.

Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович, уважаемые коллеги!

Совершенствование профессионального мастерства гражданских служащих является одним из важнейших принципов формирования кадрового состава гражданской службы, который установлен статьей 60 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Он существенным образом дополняет и конкретизирует принципы гражданской службы, которые установлены статьей 4 настоящего Федерального закона.

Совершенствование профессионального мастерства гражданских служащих реализуется посредством приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы, а именно в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих их профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации.

В наше время быстро развивающихся технологий развитие кадров является для органов Федерального казначейства жизненно необходимым. Есть множество причин, помимо требований законодательства, по которым Управление просто обязано уделять внимание переподготовке и повышению квалификации своих сотрудников.

Во-первых, своевременная и качественная подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала является важнейшим фактором эффективной работы. Обучение способствует увеличению диапазона теоретических знаний, практических умений и навыков специалистов. Между квалификацией работника и эффективностью его труда существует прямая зависимость. Эффективность труда повышается, так как на освоение новых направлений деятельности и новых технологических процессов у работников с более высоким образовательным уровнем уходит в 2-2,5 раза меньше времени.

Проблема переподготовки кадров и повышение их квалификации выдвигается на первый план также ввиду постоянного устаревания общего объема знаний и обесценивания прежних специальных знаний, что вызвано принятием новых нормативных актов и совершенствованием казначейских технологий, а также, к сожалению, естественной потерей знаний. Исходя из этого, повышение квалификации кадров можно определить как процесс совершенствования теоретических знаний и практических навыков с целью повышения профессионального мастерства работников, освоения передовой техники, технологии, организации труда.

Система управления профессиональным образованием, построенная в Управлении Федерального казначейства по Ульяновской области базируется на следующих принципах:

Чтобы эффективность процесса обучения была высока, надо чтобы он был грамотно подготовлен и проведен. Мы выделяем следующие этапы процесса обучения:

При организации процесса обучения важно правильно сформулировать цели обучения. Для эффективного освоения программ обучения необходима мотивация. Люди должны понимать цели обучения. Это необходимо для того, чтобы люди понимали, зачем их обучают, чувствовали ответственность.

Потребность в обучении определяется на основании следующих методов:

  1. Оценка информации о работниках, имеющейся в отделе кадров (стаж работы, рабочий опыт, базовое образование, периодичность прохождения повышения квалификации и др.);
  2. Организация работы с гражданскими служащими, включенными в кадровый резерв для замещения должности гражданской службы;
  3. Оценка рабочих результатов, которая производится как на основании результатов аттестации, так и по результатам комплексных проверок, проводимых отделом внутреннего контроля. В ходе оценки рабочих результатов могут обнаружиться не только сильные, но и слабые стороны в работе гражданского служащего, что будет являться основанием для его направления на обучение;
  4. Сбор и анализ заявок на обучение персонала от руководителей отделений и структурных подразделений Управления;
  5. Изменения в работе, предъявляющие более высокие требования к квалификации персонала;
  6. Индивидуальные заявки и предложения работников. Если работник заинтересован в получении определенных знаний и навыков, он может подать соответствующую заявку на имя начальника своего отдела, который при отсутствии возражений направляет ее начальнику отдела кадров.

На основе выявленной потребности в обучении формируется годовой план переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих. В связи со вступлением в силу Положения о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 года N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации" в текущем году при составлении плана переподготовки и повышения квалификации учтены требования, установленные названным Положением. Так, запланирована переподготовка и повышение квалификации всех гражданских служащих, переведенных в порядке должностного роста на более высокие должности в прошлом и текущем году. Работа по формированию кадрового резерва для замещения должности гражданской службы на конкурсной основе в нашем Управлении еще не завершена. Но по мере проведения конкурсов на формирование резерва на определенные должности план переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих подлежит корректировке.

Немного отвлекаясь от темы, хочу прокомментировать на наш взгляд очень нужное и своевременное его положение об обязательном повышении квалификации лиц, впервые принятых на должность гражданской службы. Это особенно актуально для выпускников, пришедших в органы казначейства со студенческой скамьи. К сожалению, в большинстве случаев, полученное в вузе образование не позволяет молодому специалисту немедленно включиться в работу. Полученные в вузе знания - это теоретические знания, которые являются лишь отправной точкой для дальнейшего обучения молодого специалиста. И поэтому важным фактором в начале деятельности молодого сотрудника становится его способность и желание адаптироваться, учиться, профессионально развиваться.

Реализация плана переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделенных на исполнение государственного заказа, а также на основании прямых договоров, заключаемых Управлением с учебными заведениями, осуществляющими обучение специалистов по необходимым направлениям. Традиционно - это Академия бюджета и казначейства в г. Москве и Курсы повышения квалификации работников финансовых органов в г. Калуге, которые предлагают учебные программы, соответствующие направлению деятельности органов казначейства. Можно отметить, что системная работа в указанном направлении из года в год совершенствуется. Совершенствование законодательной базы, регулирующей данные вопросы, позволило отойти от формального, во многом, подхода к организации дополнительного профессионального образования к реально действующему процессу совершенствования знаний, навыков и умений гражданских служащих. Немаловажным фактором является также рост объема финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих.

Нельзя не сказать про непрерывное совершенствование направлений, форм и методов дополнительного образования, которые позволяют успешно решать задачи формирования кадрового состава гражданской службы. В первую очередь, хотелось бы поблагодарить Федеральное казначейство за организацию повышения квалификации по дистанционной форме обучения, проводимое с прошлого году. Организация дистанционного обучения Федеральным казначейством дает возможность реально выполнить требование об обязательном прохождении повышения квалификации всеми государственными гражданскими служащими не реже одного раза в три года, предусмотренное Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Причем, как показывает практика, данный вид обучения позволяет обучающимся очень быстро усваивать предлагаемый учебный материал. И, наконец, возможность организации учебного процесса без отрыва от выполнения основной работы, является также важным преимуществом. Поэтому хотелось бы надеяться, что такая форма повышения квалификации будет организовываться и совершенствоваться Федеральным казначейством и в дальнейшем. Динамика количества прошедших дополнительное профессиональное обучение гражданских служащих в Управлении и его отделениях наглядно показывает правильность выбранного направления. Так, в органах Федерального казначейства в Ульяновской области в 1997 году обучено 17 руководителей и специалистов; в 1998 году - 28; в 1999 - 39; в 2000 - 29; в 2001 - 25; в 2002 - 28; в 2003 - 40; в 2004 - 51; в 2005 - 85; в 2006 - 289.

Еще одним фактором, способствующим совершенствованию организации переподготовки и повышения квалификации специалистов является тесное сотрудничество Управления с филиалом Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина, который открылся в г. Ульяновске в 2003 году. Хорошие партнерские отношения позволили оперативно организовать обучение необходимого количества работников по программе "Организация и проведение торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд", когда появилась необходимость в получении специалистами знаний данного направления. На сегодняшний день в Управлении по данной программе обучено 4 специалиста, занимающихся организацией закупок, а также по 2 специалиста в каждом из отделений. В связи с изменением законодательства о закупках и вступлением в силу Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", все ранее обученные специалисты прошли краткосрочные курсы повышения квалификации по данной программе, разработанной с учетом изменения действующего законодательства о закупках. На базе того же учебного заведения прошли курс повышения квалификации по программе "Управление персоналом в системе государственной гражданской службы" работники отдела кадров Управления и все работники отделений, выполняющие кадровую работу. В филиале Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина также прошли переподготовку по пециальности Государственное и муниципальное управление" 8 специалистов Управления и отделений, включенных в кадровый резерв.

Теперь хотелось бы коснуться некоторых, на наш взгляд важных вопросов, решение которых позволило бы значительно усовершенствовать организацию повышения квалификации в Управлении.

Сегодня оценка процесса обучения персонала содержит только количественный показатель - сколько человек прошли обучение за определенный период. Показатели качественной оценки эффективности персонала как таковые отсутствуют. А, по нашему мнению, методика анализа влияния обучения на конечные результаты деятельности организации была бы очень нужна. Оценка эффективности процесса обучения позволила бы решить следующие задачи: осуществление контроля за реализацией программных пунктов системы обучения; анализ и корректировка слабых сторон; мониторинг эффективности, качества; мониторинг результативности обучения; разработка и внедрение корректирующих мероприятий.

Еще одно пожелание, наверное, больше касается деятельности учебных заведений, с которыми Управление сотрудничает в процессе организации переподготовки и повышения квалификации персонала. Оно касается выбора методов обучения, которые должны определяться теми целями, для достижения которых обучение организуется. Профессиональное и экономическое обучение специалистов в системе дополнительного образования гражданских служащих должно быть направлено на последовательное углубление и расширение профессиональных знаний и навыков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к профессии, должности и задачам, стоящим перед органами Федерального казначейства, деятельность которых, как Вы знаете весьма специфична с точки зрения общих образовательных программ. И поэтому, во-первых, хотелось бы, чтобы образовательные программы ВУЗов, сотрудничающих с органами Федерального казначейства разрабатывались с учетом специфики деятельности наших специалистов, в том числе и новых казначейских технологий, применяемых программных средств. Во-вторых, на мой взгляд, более эффективными методами повышения квалификации могли бы стать интерактивные методы, где главное внимание уделяется практической отработке передаваемых знаний, умений и навыков. Все возрастающий поток информации в настоящее время требует внедрения таких методов обучения, которые позволяют за достаточно короткий срок передавать довольно большой объем знаний, обеспечить высокий уровень овладения слушателями изучаемого материала и закрепления его на практике.

В современных условиях получают все большее распространение такие активные методы обучения как тренинги, учебные групповые дискуссии, case-study (анализ конкретных, практических ситуаций), деловые и ролевые игры. Важно понять, что набор теоретических знаний, который дается при традиционном методе обучения, недостаточно актуален для специалиста, работающего в системе Федерального казначейства. Ведь наличие квалификационных требований по образованию к должностям государственной гражданской службы обеспечивает прием на работу только специалистов, имеющих установленный уровень образования и, следовательно, обладающих багажом теоретических знаний, полученных в учебном заведении. А вот необходимыми навыками специалист, пришедший к нам на работу не всегда обладает. Кроме того, при традиционном методе обучения специалистам даются теоретические знаниями, в то время как активные методы обучения развивают навыки у слушателей, а это - огромная разница. Любая активная форма обучения подразумевает некоторое количество тренировочных упражнений, позволяющих участникам закрепить полученные навыки и получить от педагога обратную связь - что именно они делают хорошо, а что плохо. И поэтому хотелось бы, направляя работников на переподготовку и повышение квалификации, получить максимально качественный результат, который, повторюсь, вполне возможен в современных условиях.

И еще, небольшое пожелание по обучению различных категорий работников. Различные группы и категории должностей гражданской службы предполагают наличие различных квалификационных требований, в том числе и к объему знаний и навыков. Между тем, дифференциации учебных планов и программ по категориям работников органов казначейства в учебных заведениях с которыми мы традиционно сотрудничаем (например, Академия бюджета и казначейства в г. Москве) реально не существует, за исключением обучения руководителей Управлений и Отделений. Программы обучения специалистов, относящихся к разным группам и категориям, на наш взгляд, все-таки, должны различаться, так как их обучение должно быть основано на совершенно разных целях. Все-таки, обучение исполнителей приводит, в первую очередь, к повышению качества выполняемых органами казначейства функций; обучение среднего управленческого звена должно в первую очередь способствовать решению организационных вопросов. Пока, же предлагаемые нам учебные программы уровень должности обучаемых работников не учитывают.

Еще одна проблема, связанная с совершенствованием профессионального мастерства существует в Управлении по Ульяновской области. Наверное, эта проблема типична и для других территорий. Связана она с отсутствием в отделениях, особенно расположенных в сельской местности, квалифицированных специалистов, осуществляющих информационное обеспечение деятельности. И поэтому на данные должности зачастую принимаются специалисты, имеющие непрофильное образование, в частности педагогическое образование (специальность - учитель математики, информатики) и не обладающие достаточной квалификацией. Организация же обучения данной категории специалистов сложна, так как, во-первых, в отделениях предусмотрено по одному специалисту - информатику и долговременное отсутствие его на рабочем месте весьма проблематично, а во-вторых, Ульяновские учебные заведения пока не предлагают образовательные программы для специалистов данного профиля. Получение же второго высшего образования за свой счет работниками в большинстве случае невозможно из-за уровня оплаты труда. И опять же здесь мы возлагаем надежды на организацию дистанционного обучения, которое должно способствовать повышению профессионального уровня специалистов - информатиков.

В заключение хочу сказать, что организация переподготовки и повышения квалификации работников органов Федерального казначейства является одним из важнейших направлений деятельности кадровых служб, так как от этого, во многом, зависит успешная профессиональная деятельность государственных служащих и органов Федерального казначейства в целом. И очень хочется поблагодарить Федеральное казначейство за большую помощь и поддержку в решении этих вопросов!