Основные изменения в производственных процессах в органах Федерального казначейства в условиях внедрения АС ФК

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня мы поговорим о тех изменениях, которые произойдут в работе органов Федерального казначейства в связи с вступлением в силу с 1 января 2008 года новых нормативно-правовых актов в условиях внедрения АС ФК. Для начала, немного более подробно остановимся на изменениях в порядке открытия и ведения лицевых счетов.

Основные изменения в структуре лицевых счетов, порядке их открытия и ведения в ФК и его территориальных органов

Во-первых, изменяется структура лицевых счетов открываемых ПБС и состав показателей, отражаемых на лицевом счете. Операции ПБС в связи с осуществлением его полномочий отражаются на отдельных разделах одного лицевого счета.

Во-вторых, изменяется структура лицевых счетов администраторов источников финансирования. Перечень отражаемой на ЛС информации дополняется данными о привлечении средств; обособленно учитываются бюджетные данные и операции по ЛС администраторов источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита бюджета.

В-третьих, вводится лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств - предназначен для отражения операций в соответствии с переданными полномочиями получателя бюджетных средств. Используется для отдельных органов государственной власти (в частности Минфин РФ, например, для осуществления операций по компенсации гражданам потерь по вкладам), которые не имеют территориальных органов с целью осуществления ими бюджетных полномочий на территориях субъектов РФ.

Для наглядности проведем сравнение:

 

01 - Лицевой счет ГРБС, РБС

На лицевом счете главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств отражаются:

 

03 - Лицевой счет ПБС

Обратите внимание на то, что вводится единый вид лицевого счета для получателей бюджетных средств. На лицевом счете получателя бюджетных средств отражаются:

Ведение лицевых счетов ПБС осуществляется с учетом следующих особенностей:

Если в рамках выполняемых функций учреждение получает и использует средства из разных источников, в частности, в соответствии с разными сметами доходов и расходов, например, по операциям со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, операциям со средствами для финансирования оперативно-розыскных мероприятий, то операции по исполнению разных смет отражаются на лицевом счете обособленно (в разных разделах);

В случае необходимости приостановления операций по расходованию средств по какому-то из источников, приостанавливаться должны операции только в соответствующей части (по соответствующей смете). При этом операции с другими видами средств, отражаемые на данном лицевом счете, должны осуществляться в установленном порядке.

05 - Лицевой счет для учета операций со средствами во временном распоряжении

Лицевой счет с признаком <05> так и остается отдельным лицевым счетом. На лицевом счете для учета операций со средствами во временном распоряжении отражаются:

- суммы зачисленных средств;

- суммы списанных средств.

Нынешний лицевой счет с признаком "12" разбивается на два лицевых счета: "06" и "07"

06 - Лицевой счет ГАИвнутрФ, АИвнутрФ с полномочиями ГА

На лицевом счете главного администратора источников внутреннего финансирования, администратора источников внутреннего финансирования с полномочиями главного администратора отражаются:

07 - Лицевой счет ГАИвнешнФ, АИвнешнФ с полномочиями ГА

На лицевом счете главного администратора источников внешнего финансирования, администратора источников внешнего финансирования с полномочиями главного администратора:

 

08 - Лицевой счет АИ внутреннего финансирования

На лицевом счете администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета отражаются:

09 - Лицевой счет АИ внешнего финансирования

На лицевом счете администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета отражаются:

10 - Лицевой счет иного получателя средств На лицевом счете иного получателя средств отражаются:

14 - Лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств

На лицевом счете для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств отражаются показатели, аналогичные показателям лицевого счета получателя бюджетных средств.

Следующее изменение касается структуры номера лицевого счета

 

Номер лицевого счета будет состоять из одиннадцати разрядов,

где:

(1) 1 и 2 разряды - код лицевого счета;

(2) с 3 по 4 разряды - код ФК или территориального органа ФК (УФК) по месту открытия лицевого счета; (

3) 5 разряд - код типа бюджета (1 - федеральный бюджет, 2 - бюджет субъекта РФ, 3 - местный бюджет);

(4) с 6 по 10 разряд - учетный номер. При этом

- для участников бюджетного процесса федерального уровня - используется код бюджетного учреждения по Сводному реестру;

- для участников бюджетного процесса регионального и местных уровней - учетный номер формируется как порядковый номер, формируемый в рамках вида лицевого счета, органа ФК (ФК или территориальный орган ФК) и типа бюджета,

- для лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств федерального, регионального и местного бюджетов учетный номер формируется как порядковый номер, формируемый в рамках вида лицевого счета, органа ФК (ФК или территориальный орган ФК) и типа бюджета.

(5) 11 разряд - контрольная сумма (при открытии ЛС должен рассчитываться по определенному алгоритму, при использовании в документах и операциях номер счета должен контролироваться на соответствие контрольной сумме).

Процедура открытия л/сч выглядит теперь следующим образом:

 

 

1. Участник бюджетного процесса направляет в ФК или его территориальный орган по месту своего административно-территориального нахождения заявление на открытие лицевого счета и соответствующий виду открываемого лицевого счета пакет документов.

1а. Открытие лицевых счетов участникам бюджетного процесса федерального уровня осуществляется в соответствии с бюджетными полномочиями, указанными в Сводном реестре в соответствии с порядком ведения Сводного реестра, установленным Министерством финансов РФ;

2. ФК или его территориальный орган принимает к рассмотрению заявление на открытие лицевого счета и проводит проверку: представленных документов на предмет их полноты и корректного оформления и на соответствие вида лицевого счета, указанного в заявлении, бюджетным полномочиям бюджетного учреждения.

Для участников бюджетного процесса федерального уровня в рамках процедуры открытия лицевого счета ФК или его территориальные органы осуществляют поверку информации, указанной в представленных документах для открытия лицевого счета, к реквизитам в Сводном реестре.

3. В случае несоответствия заявления на открытие лицевого счета бюджетным полномочиям участника бюджетного процесса, либо несоответствия реквизитов, указанных в представленных документах, реквизитам в Сводном реестре, либо неполноты документов, а также неправильного оформления документов, ФК или его территориальный орган возвращает участнику бюджетного процесса полученные от него документы с указанием в протоколе проверки причин возврата и с занесением соответствующей записи в Журнал регистрации неисполненных документов.

4. В случае успешного прохождения проверок ФК или его территориальный орган открывает участнику бюджетного процесса соответствующий лицевой счет и присваивает ему номер.

Для открытия лицевого счета необходимо представить следующие документы

 

 

- заявление на открытие лицевого счета;

- карточка образцов подписей;

- копия учредительного документа (устава) или положения об обособленном подразделении, заверенная учредителем либо нотариально;

- копия документа о государственной регистрации юридического лица, заверенную учредителем или нотариально, либо органом, осуществившим государственную регистрацию;

- копия приказа или иного распорядительного документа главного распорядителя, главного администратора доходов или главного администратора источников финансирования дефицита утвердившего перечень подведомственных распорядителей и получателей, администраторов доходов или администраторов источников финансирования дефицита, если в уставе, участника бюджетного процесса, не указаны его бюджетные полномочия и вышестоящие участники бюджетного процесса. Копия приказа или иного распорядительного документа, утвердившего перечень подведомственных участников бюджетного процесса, должна быть заверена в установленном порядке участником бюджетного процесса, представившим приказ или иной распорядительный документ, либо участником бюджетного процесса, издавшим приказ или иной распорядительный документ;

- копию правового акта, доведенного главным администратором доходов, в ведении которого находится администратор доходов, наделяющего участника бюджетного процесса полномочиями администратора доходов. Копия правового акта должна быть заверена в установленном порядке участником бюджетного процесса, представившим правовой акт, либо участником бюджетного процесса, издавшим правовой акт.

Вышеперечисленные документы являются общими для открытия всех видов лицевых счетов.

Для открытия же лицевых счетов определенного вида, либо конкретных разделов лицевого счета ПБС дополнительно представляются следующие документы:

 

 

1)для открытия ЛС ПБС или ЛС для учета операций со средствами во ВР:

- копия уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица

2)для открытия на ЛС ПБС раздела для учета операций по приносящей доход деятельности или ОРД:

- дополнительно представляются: копия учредительного документа, заверенная учредителем или нотариально; разрешение на ведение приносящей доход деятельности; разрешение на осуществление оперативно-розыскных мероприятий

3)для открытия на ЛС ПБС раздела для учета операций за счет средств дополнительного бюджетного финансирования (арендных платежей):

- дополнительно представляется копия договора (при наличии) на передачу в аренду государственного имущества.

4)для открытия ЛС для учета операций по переданным полномочиям ПБС:

- учреждение (организация), которому передаются полномочия, дополнительно представляет копию договора (соглашения) между ПБС и учреждением (организацией) о передаче полномочий; копию учредительного документа учреждения, которому передаются полномочия, заверенную учредителем или нотариально.

5)для открытия ЛС ПБС или ЛС РБС по месту временной дислокации:

- дополнительно представляется разрешение главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого находится распорядитель или получатель средств федерального бюджета с указанием срока временной дислокации.

Следующий вопрос - переоформление лицевых счетов бюджетных учреждений

 

 

Процедура переоформления лицевых счетов заключается в следующем:

1. Переоформление лицевых счетов производится по заявлению клиента на переоформление лицевого счета в Федеральное казначейство или орган Федерального казначейства по месту обслуживания клиента в случае изменения наименования клиента не вызванного реорганизацией и не связанного с изменением подчиненности или организационно-правового статуса, а так же в случае изменения наименования органа Федерального казначейства, не вызванного реорганизацией или организационно-правового статуса, открывшего ему лицевые счета, или в случае изменения структуры номера лицевого счета.

Заявление на переоформление лицевого счета может быть составлено единое по всем лицевым счетам, открытым данному клиенту Федеральным казначейством или его территориальным органом. К заявлению на переоформление лицевого счета прикладывается новая карточка образцов подписей.

2. Федеральное казначейство (орган Федерального казначейства) осуществляет проверку реквизитов и показателей, предусмотренных к заполнению клиентом в заявлении на переоформление лицевого счета, а также их соответствие друг другу, Сводному реестру и иной, имеющейся в Федеральном казначействе (органе Федерального казначейства) информации в соответствии с установленными требованиями.

3. При обнаружении несоответствий Федеральное казначейство или орган Федерального казначейства регистрирует такое заявление на переоформление лицевого счета в журнале регистрации неисполненных документов и возвращает его клиенту вместе с прилагаемыми к нему документами с приложением протокола проверки, в котором указывается причина возврата.

4. На основании проверенных документов, соответствующих установленным требованиям, осуществляется переоформление лицевого счета (лицевых счетов). При переоформлении лицевого счета его номер не меняется.

Порядок закрытия лицевых счетов:

 

 

1. Органы ФК осуществляют закрытие лицевого счета в следующих случаях:

1а. на основании заявления на закрытие лицевого счета, представленного участником бюджетного процесса в связи с реорганизацией, ликвидацией, отменой бюджетных полномочий клиента, для отражения операций по выполнению которых открывался лицевой счет (кроме случаев исключения бюджетных полномочий в связи с отменой нормативно-законодательных актов РФ), переводом клиента на обслуживание в орган Федерального казначейства, расположенный на территории другого субъекта Российской федерации, убытием с места временной дислокации на место постоянного нахождения, в иных случаях, предусмотренных постановлениями Правительства РФ и нормативно-правовыми актами Минфина РФ;

1б. на основании заявления на закрытие лицевого счета, оформленного уполномоченным работником органа ФК в связи с исключением участника бюджетного процесса из Сводного реестра в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

1в. без заявления соответствующего участника бюджетного процесса на лицевом счете ПБС закрываются разделы для учета операций со средствами дополнительного бюджетного финансирования, от приносящей доход деятельности или средствами для финансирования оперативно-розыскных мероприятий в связи с окончанием срока действия договора на передачу в аренду государственного имущества, разрешения на ведение приносящей доход деятельности или разрешения на осуществление оперативно-розыскных мероприятий.

2. ФК или его территориальный орган осуществляет проверку реквизитов и показателей, предусмотренных к заполнению клиентом в заявлении на закрытие лицевого счета, а также их соответствие друг другу, Сводному реестру и иной, имеющейся в ФК или его территориальном органе информации в соответствии с установленными требованиями.

3. При обнаружении несоответствий ФК или его территориальный орган регистрирует такое заявление на закрытие лицевого счета в журнале регистрации неисполненных документов и возвращает заявление на закрытие лицевого счета вместе с прилагаемыми к нему документами с приложением протокола проверки, в котором указывается причина возврата.

4. Если представленные документы для закрытия лицевого счета соответствуют установленным требованиям, ФК или его территориальный орган по месту обслуживания закрываемого лицевого счета производят сверку движения показателей с даты предоставления последней выписки из лицевого счета, подлежащего закрытию, по день закрытия лицевого счета включительно и остатков сумм на лицевом счете на дату закрытия лицевого счета, указанную в заявлении на закрытие лицевого счета. После проведения сверки по месту обслуживания закрываемого лицевого счета закрывает лицевой счет и информацию о закрытии лицевого счета доводит до клиента с одновременным внесением в Книгу регистрации лицевых счетов информации о закрытии лицевого счета.

Порядок перевода лицевых счетов клиентов на обслуживание в орган ФК, расположенный на территории другого субъекта РФ, а также в связи с реорганизацией органов ФК, осуществляется в следующем порядке:

 

 

1. На основании заявления на открытие лицевого счета, предоставляемого клиентом, орган ФК - принимающий открывает соответствующий лицевой счет;

2. Клиент предоставляет заявление на закрытие лицевого счета по прежнему месту обслуживания с указанием в качестве причины закрытия счета "Перевод лицевых счетов в системе Федерального казначейства" и кода органа Федерального казначейства по КОФК по новому месту открытия лицевого счета. После получения заявления на закрытие лицевого счета, орган ФК по прежнему месту обслуживания прекращает операции на лицевом счете;

3. Орган ФК по прежнему месту открытия лицевого счета согласовывает и подписывает с клиентом акт приемки-передачи показателей, учтенных на соответствующем лицевом счете и направляет по новому месту открытия лицевого счета;

4. Орган ФК по новому месту открытия лицевого счета, после получения акта приемки-передачи показателей лицевого счета, отражает показатели, указанные в данном документе, на лицевом счете, и направляет в орган ФК по прежнему месту открытия лицевого счета подтверждение в форме выписки из лицевого счета.

5. Орган ФК по прежнему месту открытия лицевого счета отражает с обратным знаком на соответствующем закрываемом лицевом счете показатели, указанные в выписке;

6. Орган ФК по прежнему месту открытия лицевого счета клиента перечисляет денежные средства, поступившие на счет УФК после закрытия лицевого счета клиента в соответствии с реквизитами, указанными в заявлении на закрытие лицевого счет, а в случае их отсутствия - возвращает отправителю.

Основные изменения при доведении бюджетных данных до ГРБС, РБС и ПБС, ГАИФ и АИФ федерального бюджета

В части доведении бюджетных данных (т.е. бюджетных ассигнований, ЛБО и ПОФ) основные изменения произошли по следующим направлениям:

Рассмотрим подробнее.

1)Изменения в процессах регистрации и доведения БД в связи с переходом на среднесрочный бюджет

 

 

В соответствии с новой редакции Бюджетного кодекса РФ утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете, который принимается на 3 года:

- очередной финансовый год - год, следующий за текущим финансовым годом ;

- плановый период - два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом;

Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, регистрируемые на очередной финансовый год и плановый период, доводятся изменениями к ранее зарегистрированным данным.

При внесении изменений в бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств осуществляется проверка:

- Суммы на уменьшение показателей бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств не должны быть больше сумм ранее зарегистрированных показателей по соответствующим КБК.

При этом проверка на суммы показателей осуществляется в рамках конкретного календарного года, на который регистрируются бюджетные данные, вне зависимости от того, к какому финансовому году они относятся.

2) Изменения в процессах регистрации и доведения БД в связи с введением бюджетных полномочий по детализации бюджетных данных

 

 

В новой редакции Бюджетного кодекса РФ введено понятие бюджетные полномочия:

"Бюджетные полномочия - установленные права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса".

В части исполнения федерального бюджета устанавливаются полномочия по детализации бюджетных данных (по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления), которые могут быть делегированы финансовым органом главному распорядителю, главным распорядителем распорядителю, распорядителем нижестоящему распорядителю/получателю бюджетных средств.

Распределение и детализация БА и ЛБО осуществляется в соответствие со следующими правилами:

Детализация ПОФ в соответствии с бюджетными полномочиями:

 

 

В случае и порядке, установленных Минфином РФ при организации исполнения федерального бюджета по расходам может предусматриваться утверждение и доведение до ГРБС, РБС, ПБС предельного объема оплаты денежных обязательств в текущем финансовом году - ПОФ.

Предельные объемы финансирования федерального бюджета устанавливаются Минфином РФ в целом по ГРБС, ежемесячно или поквартально нарастающим итогом с начала текущего финансового года.

Полномочия по детализации ПОФ по КБК главными распорядителями, распорядителями или получателями бюджетных средств не предусмотрены.

Распределение ПОФ осуществляется в соответствие со следующими правилами:

Сумма подитогов ПОФ доводимых по укрупненному КБК не может превышать сумму подитогов доведенных БА, ЛБО по данному укрупненному КБК.

Порядок регистрации и доведения бюджетных данных выглядит следующим образом:

 

 

1. Главные распорядители средств федерального бюджета осуществляют распределение бюджетных данных по подведомственной сети и кодам бюджетной классификации (в случае необходимости) и представляют расходное расписание (реестр расходных расписаний), содержащее распределенные бюджетные данные по подведомственным РБС, в орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета ГРБС.

При представлении распределенных бюджетных данных в органе Федерального казначейства осуществляются следующие основные проверки:

- контроль корректности реквизитов представленного расходного расписания (реестра расходных расписаний);

- используемые коды бюджетной классификации должны быть актуальными;

- суммы БА, ЛБО, ПОФ, распределенные по подведомственным РБС или ПБС, не должны превышать суммы утвержденных БА, ЛБО, ПОФ на ЛС ГРБС.

При уменьшении сумм бюджетных данных (отрицательное расходное расписание) дополнительно осуществляются следующие основные проверки:

- суммы сокращенных статей БА должны быть больше или равны суммам зарегистрированных ЛБО;

- суммы сокращенных статей БА, ЛБО должны быть больше или равны суммам зарегистрированных ПОФ;

- суммы сокращений статей БА, ЛБО, ПОФ должны быть меньше или равны соответствующих сумм свободных остатков БА, ЛБО, ПОФ.

В случае обнаружения несоответствий при проведении вышеуказанных проверок орган Федерального казначейства возвращает ГРБС расходное расписание (реестр расходных расписаний) с указанием причин отказа в регистрации.

2. В случае успешного прохождения проверок, соответствующие показатели отражаются на лицевых счетах ГРБС и орган Федерального казначейства направляет распределенные бюджетные данные в органы Федерального казначейства по месту открытия лицевых счетов РБС или ПБС.

3. Орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета РБС отражает распределенные бюджетные данные на соответствующем лицевом счете и доводит расходное расписание до РБС.

Распорядители средств федерального бюджета осуществляют распределение бюджетных данных по подведомственной сети и кодам бюджетной классификации (в случае необходимости) и представляют расходное расписание (реестр расходных расписаний), аналогично как это было описано для ГРБС (см. пункт 1).

Кроме того при уменьшении сумм бюджетных данных (отрицательное расходное расписание) доводимых РБС до ПБС, на ЛС ПБС дополнительно осуществляются следующие основные проверки:

- суммы сокращенных статей БА, ЛБО должны быть больше или равны сумм БО, зарегистрированных на ЛС ПБС;

- суммы сокращенных статей БА, ЛБО, ПОФ должны быть больше или равны сумм кассовых расходов на ЛС ПБС.

4. Орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета ПБС отражает распределенные бюджетные данные на соответствующем лицевом счете и доводит расходное расписание до ПБС.

В случае если до ПБС доведены ЛБО по укрупненным кодам бюджетной классификации, то ПБС может самостоятельно осуществить распределение по детальным кодам и предоставить такое распределение в орган Федерального казначейства по месту обслуживания своего лицевого счета.

При представлении распределенных ЛБО в органе Федерального казначейства осуществляются следующие основные проверки:

- контроль корректности реквизитов представленного расходного расписания (реестра расходных расписаний);

- используемые коды бюджетной классификации должны быть актуальными;

- суммы ЛБО, распределенные по детальным КБК, не должны превышать суммы ЛБО, выделенных по укрупненным КБК;

- детализированные ЛБО должны согласовываться между собой и с другими данными, отраженными на лицевых счетах (поставленными на учет бюджетными обязательствами, заявками на кассовый расход, суммами произведенных кассовых выплат);

- изменение детализированных ЛБО производится только в части свободных остатков лимитов бюджетных обязательств.

Доведение до РБС или ПБС изменений бюджетных данных осуществляется расходными расписаниями в аналогичном порядке.

Процедура доведения бюджетных ассигнований до АИФ в целом аналогична выше описанной процедуре доведения бюджетных данных до РБС и ПБС. Для АИФ не предусмотрена возможность самостоятельной детализации доведенных БА. Для бюджетов субъектов РФ и для местных бюджетов процедуры регистрации и доведения бюджетных данных выполняются (или не выполняются) в зависимости от условий соответствующего соглашения с органом ФК.

3)Доведение обобщенных данных по сметам доходов и расходов по приносящей доход деятельности до ГРБС/РБС

Органы ФК для учета операций ПБС со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, осуществляют регистрацию смет по приносящей доход деятельности

 

 

С целью контроля главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств органы ФК производят обобщение смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности по подведомственной сети и предоставляют данную информацию ГРБС/РБС.

1. ПБС направляет на регистрацию в орган ФК по месту открытия ЛС ПБС сведения о смете (изменения) доходов и расходов по приносящей доход деятельности.

Орган ФК регистрирует входящие в состав сметы показатели:

- Поступления (в разрезе КБК по доходам и источникам финансирования в части поступлений по которым, соответствующим Разрешением вышестоящего распорядителя разрешено осуществление приносящей доход деятельности),

- Выплаты (в разрезе КБК по расходам и источникам финансирования в части выплат по которым, соответствующим Разрешением вышестоящего распорядителя разрешено осуществлять расходы),

При регистрации сведений о смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности в органе Федерального казначейства осуществляются следующие основные проверки:

- КБК доходов, расходов и источников финансирования сметы ПБС соответствуют Разрешению, которое выдал вышестоящий распорядитель,

- Суммы выплат по соответствующим направлениям расходования и источникам финансирования не превышают суммы поступлений, за счет которых разрешены данные выплаты, с учетом остатков средств на счете (по данным учета на начало года).

При регистрации изменений сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности орган ФК осуществляет дополнительную проверку:

- Суммы сокращенных статей расходов в смете больше или равны зарегистрированных обязательств за счет средств по приносящей доход деятельности.

В случае обнаружения несоответствий при проведении вышеуказанных проверок орган Федерального казначейства возвращает бюджетному учреждению сведения о смете (изменения) доходов и расходов по приносящей доход деятельности с указанием причин отказа в регистрации.

В случае успешного прохождения проверок, соответствующие показатели отражаются на лицевом счете ПБС.

Для бюджетов субъектов РФ и для местных бюджетов процедура выполняется (или не выполняется) в зависимости от условий соответствующего соглашения с органом ФК.

2. Органы Федерального казначейства обеспечивают обобщение данных по сметам доходов и расходов ПБС по приносящей доход деятельности и передают эти данные в орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета вышестоящего распорядителя бюджетных средств в соответствии с его запросом или установленным регламентом.

3. Аналогично, обобщенные данные смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности по подведомственной сети главного распорядителя бюджетных средств передаются из органов Федерального казначейства по месту открытия лицевых счетов распорядителей бюджетных средств (или лицевых счетов ПБС, если ПБС находятся в ведении ГРБС) в Федеральное казначейство или его территориальный орган по месту открытия лицевого счета ГРБС.

Обобщение данных смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности осуществляется не реже одного раза в месяц или по запросу главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

Основные изменения при регистрации бюджетных обязательств

 

 

Бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Основные изменения при регистрации бюджетных обязательств заключаются в следующем:

- В органах Федерального казначейства бюджетные обязательства по госконтрактам и иным договорам учитываются на основании сведений, предоставляемых бюджетным учреждением,

- Каждому госконтракту/ договору соответствует одно бюджетное обязательство, включая расшифровку сумм по кодам бюджетной классификации и источникам средств,

Источники средств, за счет которых могут исполняться БО:

- средства федерального бюджета,

- средства, полученные от приносящей доход деятельности,

- средства дополнительного бюджетного финансирования,

- средства по оперативно-розыскной деятельности (ОРД).

Одно бюджетное обязательство может исполняться за счет средств федерального бюджета и средств, полученных от приносящей доход деятельности,

Бюджетное обязательство учитывается в органах ФК независимо от результатов контроля на непревышение свободных остатков ЛБО (БА), свободных остатков сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности;

Обязательства отражаются на лицевом счете для учета операций получателя средств федерального бюджета (в разделах: операции с бюджетными средствами, операции со средствами от ПДД, операции со средствами от дополнительного бюджетного финансирования, операции со средствами по ОРД) и лицевом счете для учета операций по переданным полномочиям получателя средств федерального бюджета (в разделе: операции с бюджетными средствами).

С целью контроля и учета бюджетных обязательств органы ФК осуществляют регистрацию БО и их изменений, в том числе перерегистрацию БО в очередном финансовом году.

 

 

1. БУ предоставляет в орган ФК Сведения об обязательстве, в котором содержится вся необходимая информация о госконтракте или договоре с поставщиком товаров, работ и услуг, включая расшифровку сумм в разрезе кодов бюджетной классификации расходов и с указанием источника средств, за счет которого будет оплачиваться бюджетное обязательство.

При регистрации бюджетных обязательств в органе Федерального казначейства осуществляются следующие основные проверки:

a) актуальность используемых кодов бюджетной классификации (и другие проверки на соответствие НСИ),

b) соответствие содержания предмета бюджетного обязательства указанным в Сведениях для учета бюджетных обязательств кодам бюджетной классификации,

c) суммы БО по каждому КБК должны быть меньше или равны соответственно свободным остаткам ЛБО (БА) по каждому году (отдельно для текущего финансового года, отдельно для первого и отдельно для второго годов планового периода) и/или свободным остаткам сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности или сметы по дополнительному бюджетному финансированию.

В случае, если бюджетное обязательство не проходит хотя бы один из видов контроля (a) - (b) указанных выше, то такое бюджетное обязательство не учитывается в органе Федерального казначейства и возвращается для уточнения БУ.

В случае, если бюджетное обязательство не проходит только вид контроля (c), то орган Федерального казначейства учитывает данное бюджетное обязательство и доводит информацию о несоответствии до БУ и вышестоящего распорядителя (главного распорядителя) средств федерального бюджета.

При положительном результате контроля орган Федерального казначейства присваивает бюджетному обязательству уникальный номер и учитывает бюджетное обязательство на лицевом счете получателя средств федерального бюджета.

2. БУ может вносить изменения в бюджетные обязательства, а также производить их аннулирование, предоставляя в орган Федерального казначейства Заявку на внесение изменений в обязательство.

Процедура внесения изменений в бюджетное обязательство аналогична процедуре учета нового бюджетного обязательства. При внесении изменений в бюджетное обязательство, учтенное в органах Федерального казначейства, БУ указывает в Заявке на внесение изменений в обязательство номер этого бюджетного обязательства.

При внесении изменений в бюджетное обязательство органы Федерального казначейства осуществляют проверки, аналогичные проверкам при первичном учете бюджетных обязательств и дополнительно осуществляется проверка:

- измененная сумма БО по каждому КБК должна быть больше или равна суммы кассового расхода по данному БО.

В случае, если бюджетное обязательство не проходит указанную проверку, то орган Федерального казначейства учитывает данное изменение бюджетного обязательства и доводит информацию о несоответствии до БУ и вышестоящего распорядителя (главного распорядителя) средств федерального бюджета.

Неисполненная часть бюджетных обязательств БУ на конец текущего финансового года подлежит перерегистрации в следующем финансовом году. Для перерегистрации бюджетного обязательства получатель средств федерального бюджета представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания Заявку на перерегистрацию обязательства. Заявка предоставляется с уточненными реквизитами бюджетного обязательства, в том числе кодами бюджетной классификации и графиком платежей. Заявка на перерегистрацию обязательства может представляться вместе с документами для оплаты денежных обязательств по государственным контрактам и иным договорам.

При перерегистрации неисполненной части бюджетных обязательств органы Федерального казначейства осуществляют виды контроля, аналогичные видам контроля при первичном учете бюджетных обязательств.

Для бюджетов субъектов и для местных бюджетов процесс может выполняться при обслуживании лицевых счетов ГРБС/РБС/ПБС, если это предусмотрено в Соглашении. Документы, обеспечивающие регистрацию бюджетных обязательств

 

 

Документ Сведения об обязательстве формируется БУ и служит основанием для регистрации БО в органах ФК. Других подтверждающих документов для регистрации БО предоставлять не требуется.

Документ Заявка на внесение изменений в обязательство формируется БУ и служит основанием для регистрации изменений БО в органах ФК.

Документ Заявка на перерегистрацию обязательства формируется БУ для уточнения изменений БО при перерегистрации в органах ФК в новом финансовом году.

Основные изменения порядка осуществления операций по кассовым выплатам

Основными изменениями порядка осуществления операций по кассовым выплатам являются следующие:

Для осуществления кассовых выплат предусматривается использование федеральным бюджетным учреждением заявки на кассовый расход вместо платежного поручения.

Изменение процедур санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета. Процедуры санкционирования включают контроль на непревышение неисполненной части бюджетного обязательства. Процедуры санкционирования оплаты денежных обязательств за счет средств от приносящей доход деятельности, включают контроль на непревышение сумм расходов утвержденной сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности ПБС в разрезе кодов бюджетной классификации.

 

 

На слайде представлена схема осуществления кассовых выплат.

Для осуществления кассового расхода получатель средств федерального бюджета предоставляет в органы Федерального казначейства заявку на кассовый расход.

1. Если заявка на кассовый расход предоставляется со ссылкой на ранее зарегистрированное Федеральном казначейством бюджетное обязательство (обязательство за счет средств от приносящей доход деятельности), то осуществляется проверка соответствия реквизитов заявки реквизитам такого бюджетного обязательства (обязательство за счет средств от приносящей доход деятельности).

2. Если, в заявке на кассовый расход не указана ссылка на ранее зарегистрированное в Федеральном казначействе бюджетное обязательство (обязательство за счет средств от приносящей доход деятельности) и при этом, все контрольные процедуры пройдены, то бюджетное обязательство формируется автоматически на основании данной заявки. В случае, если вместе с Заявкой на кассовый расход должен быть предоставлен документ-основание, а он не предоставлен, то такая заявка отклоняется. Номер обязательства проставляется Федеральным казначейством.

3. Данные по зарегистрированным заявкам ОФК и УФК на кассовый расход обобщаются на уровне УФК в консолидированную заявку и далее доводятся до ФК. Цель формирования консолидированной заявки - получение подкрепления с ЕКС для последующей оплаты.

Подготовленная консолидированная заявка может быть отменена до момента отправки из ФК в банк платежного поручения на подкрепление счета платежей УФК.

4. Федеральное казначейство по мере поступления в течение текущего рабочего дня консолидированных заявок от УФК осуществляет подготовку и направление в учреждение Центрального банка РФ платежных поручений на перечисление средств с единого счета федерального бюджета на счет платежей соответствующего УФК. Федеральное казначейство определяет суммы денежных средств, подлежащих перечислению на счета платежей УФК с единого счета федерального бюджета.

5. После поступления подкрепления на счета платежей УФК в адрес поставщика товаров (работ, услуг) формируется платежное поручение.

Оплата заявок на кассовый расход осуществляется в соответствии с датой платежа, указанной в заявке.

При санкционировании оплаты денежных обязательств осуществляются контрольные процедуры.

 

 

Контрольные процедуры при санкционировании оплаты денежных обязательств включают в себя общие контрольные процедуры (далее по тексту - общий контроль), осуществляемые при оплате всех видов расходов и специальные виды контроля, осуществляемые при санкционировании платежей за счет различных источников.

Общий контроль при санкционировании оплаты денежных обязательств включает в себя следующие проверки:

1) Правильность оформления заявки на кассовый расход, заявки на получение наличных денег;

2) Актуальность используемых кодов бюджетной классификации;

3) Соответствие используемых кодов классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, назначению платежа и указаниям Министерства финансов Российской Федерации о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации;

4) Допустимость авансового платежа;

5) Соответствие кодов бюджетной классификации, по которым необходимо произвести кассовые расходы (кассовые выплаты) назначениям расходов (выплат), указанным в заявке на кассовый расход, заявке на получение наличных денег (за исключением расходования средств во временном распоряжении).

6) Контроль наличия зарегистрированного обязательства (в случаях, когда это необходимо).

 

 

1. Федеральное казначейство осуществляет следующие виды контроля при санкционировании оплаты денежных обязательств по расходам за счет средств бюджета:

1) Общий контроль (на предыдущем слайде);

2) Контроль осуществления кассовых выплат в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств или бюджетных ассигнований и не превышения доведенных с начала отчетного периода предельных объемов финансирования с учетом ранее осуществленных платежей и восстановленных кассовых выплат в текущем финансовом году по соответствующим кодам бюджетной классификации (за исключением расходования за счет средств во временном распоряжении);

3) Контроль непревышения сумм в заявке на кассовый расход, заявке на получение наличных денег неисполненной части бюджетного обязательства (если учтенное бюджетное обязательство исполнялось ранее);

4) Контроль наличия необходимо остатка на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), если соответствующий контроль предусмотрен соглашением;

5) Контроль достаточности остатка средств, поступающих во временное распоряжение (если заявки исполняются за счет средств, поступающих во временное распоряжение).

Если заявка на кассовый расход и (или) прилагаемые к ней подтверждающие документы, заявка на получение наличных денег не проходят какой-либо из видов контроля, орган Федерального казначейства не принимает на исполнение такую заявку получателя бюджетных средств.

2. Федеральное казначейство осуществляет следующие виды контроля при санкционировании заявок на кассовый расход для оплаты денежных обязательств по выплатам в погашение источников финансирования дефицита федерального бюджета:

1) Общий контроль;

2) контроль осуществления кассовых выплат в пределах доведенных бюджетных ассигнований с учетом ранее осуществленных платежей и восстановлений кассовых выплат в текущем финансовом году по соответствующим кодам бюджетной классификации;

Если заявка на кассовый расход и (или) прилагаемые к ней подтверждающие документы не проходит какой-либо из видов контроля, орган Федерального казначейства не принимает на исполнение такую заявку администратора источников финансирования. Неисполненная заявка регистрируется в Журнале неисполненных документов.

 

 

1. Федеральное казначейство осуществляет следующие виды контроля санкционировании оплаты денежных обязательств за счет средств от приносящей доход деятельности:

1) Общий контроль;

2) Контроль соответствия направления расходования средств в заявке на кассовый расход, заявке на получение наличных денег и направления расходования денежных средств в Смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности;

3) Контроль непревышения сумм в заявке на кассовый расход, заявке на получение наличных денег по кодам бюджетной классификации суммам в Cмете доходов и расходов по приносящей доход деятельности по соответствующим кодам бюджетной классификации;

4) Контроль непревышения сумм в заявке на кассовый расход, заявке на получение наличных денег неисполненной части бюджетных обязательств (если учтенное бюджетное обязательство исполнялось ранее);

5) Контроль непревышения сумм в заявке на кассовый расход, заявке на получение наличных денег свободным остаткам средств по приносящей доход деятельности на лицевом счете получателя бюджетных средств.

Если заявка на кассовый расход и (или) прилагаемые к ней подтверждающие документы, заявка на получение наличных денег не проходит какой-либо из видов контроля, Федеральное казначейство отказывает в санкционировании и не принимает на исполнение такую заявку получателя бюджетных средств.

2. При санкционировании заявки на кассовый расход, заявки на получение наличных денег за счет дополнительного бюджетного финансирования (арендная плата) органы Федерального казначейства осуществляют:

1) Общий контроль;

2) Контроль осуществления кассовых операций за счет дополнительного бюджетного финансирования в пределах учтенных на лицевом счете неиспользованных источника дополнительного бюджетного финансирования и лимитов бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию.

Если заявка на кассовый расход и (или) прилагаемые к ней подтверждающие документы, заявка на получение наличных денег не проходит какой-либо из видов контроля, Федеральное казначейство отказывает в санкционировании и не принимает на исполнение такую заявку получателя бюджетных средств. При этом делается соответствующая запись в журнале неисполненных документов.

Дополнительная проверка на непревышение текущих (на момент совершения операции) сумм предельных объемов финансирования данного бюджетного учреждения по КБК (или группе КБК) и уменьшение остатка неиспользованной суммы доведенных предельных объемов финансирования в этом случае не производится.

В соответствии с условиями гражданско-правовой сделки или иного правового акта возникают денежные обязательства получателей средств федерального бюджета, т.е. обязанность ПБС уплатить бюджету, физическому или юридическому лицу за счет средств бюджета или за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, за счет средств для финансирования оперативно-розыскной деятельности, за счет источника дополнительного бюджетного финансирования определенные денежные средства.

Для совершения кассовых выплат (кассового расхода) в органы Федерального казначейства в электронном виде или на бумажном носителе представляется заявка на кассовый расход с указанием сведений о документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств и необходимость их оплаты или заявка на получение наличных денег.

 

 

Для оплаты денежных обязательств, возникающих по договорам и государственным контрактам на поставку товаров, работ и услуг, к заявке на кассовый расход прилагаются документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств:

- Cчета поставщиков товаров, работ или услуг, накладные, акты выполненных работ и иные документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств по оплате за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

- Договора, госконтракты, соглашения предоставляются в случае, если БО не было ранее зарегистрировано. Если БО зарегистрировано ранее, то в Заявке на кассовый расход указывается на него ссылка;

- Ведомости с начислениями и другие документы, содержащие сведения о получателях и суммах для исполнения публичных обязательств;

- Иные документы, необходимые для осуществления текущего контроля, установленные Правительством РФ и нормативными правовыми актами Министерством финансов РФ, подтверждающие возникновение денежных обязательств у получателя средств федерального бюджета.

К заявке на получение наличных денег прилагается денежный чек, оформленный отдельно на каждую заявку.

Для получения подкрепления на счета УФК, а также для целей кассового планирования осуществляется консолидация заявок.

Консолидированная заявка составляется на основании:

- заявок на кассовый расход и заявок на получение наличных денег получателей средств федерального бюджета, представленных в УФК;

- заявок на кассовый расход и заявок на получение наличных денег, полученных от ОФК.

В консолидированной заявке для целей подкрепления указываются:

- реквизиты заявки, включающие в себя: сумму подкрепления, сумму резерва (По решению руководителя УФК или уполномоченного лица в консолидированную заявку может быть включена сумма резерва для обеспечения исполнения отдельных заявок на кассовый расход или заявок на получение наличных денег за счет такого резерва), очередность и вид платежа, назначение платежа.

- реквизиты банковского счета органа ФК, включающие в себя: (наименование банка, банковский счет органа ФК, БИК, банка, корреспондентский счет банка).

Консолидированная заявка формируется в УФК не менее одного раза в день.

Консолидированная заявка может быть исполнена Федеральным казначейством:

- Полностью, включая резерв;

- Только по основной сумме без резерва;

- По основной сумме и частично по сумме резерва;

Консолидированная заявка может остаться полностью без исполнения.

В консолидированную заявку для целей кассового планирования включаются заявки на кассовый расход в зависимости от срока их исполнения. В консолидированной заявке в разрезе сроков платежей содержится информация о планируемых платежах в рублях и в валюте заявки на основе зарегистрированных заявок на кассовый расход в разрезе: даты платежа, источника средств, КБК, кода валюты).

Спасибо за внимание.