Практика организации конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в УФК по Ульяновской области

Конкурсный порядок поступления на гражданскую службу и продвижения гражданских служащих по службе призван обеспечить, с одной стороны, конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе и право гражданских служащих на должностной рост, а с другой - возможность подбора наиболее квалифицированных и компетентных кадров для государственных органов. Это вызвано особым характером должностных обязанностей, выполняемых гражданскими служащими на любом уровне, высокой значимостью и ответственностью за выполнение этих обязанностей.

Сегодня вопросы поступления граждан на федеральную государственную гражданскую службу в Управлении Федерального казначейства по Ульяновской области регламентированы как Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», так и детализирующими его нормативными правовыми актами: Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», «Инструкцией по проведению конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Управлении Федерального казначейства по Ульяновской области», утвержденной приказом УФК по Ульяновской области от 25.07.2006 № 134л/с, разработанной на основе соответствующей Инструкции, утвержденной приказом Федерального казначейства от 12 июля 2006 года № 128.

Для проведения конкурсов на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы приказом Управления образованы две постоянно действующие конкурсные комиссии. В состав каждой из комиссий входят заместители руководителя управления, начальники отдела кадров, юридического отдела, отдела, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы, независимые эксперты - специалисты по вопросам, связанным с гражданской службой.

Организационно-техническое обеспечение деятельности конкурсной комиссии возложено на секретаря комиссии.

Конкурс в Управлении Федерального казначейства по Ульяновской области объявляется приказом руководителя Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, либо в его отсутствие заместителем руководителя, исполняющим обязанности руководителя, при наличии вакантной (не замещенной гражданским служащим) должности гражданской службы, замещение которой в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» может быть произведено на конкурсной основе. Конкурс проводится при замещении должностей, относящихся к ведущей и старшей группам должностей. При назначении на должности гражданской службы, относящиеся к младшей группе должностей гражданской службы, как правило, руководителем управления принимается решение о замещении вакансии без проведения конкурса.

Конкурс проводится в два этапа.

После издания приказа об объявлении конкурса, на первом этапе Управление Федерального казначейства по Ульяновской области публикует объявление о проведении открытого конкурса в газете, с которой заключается договор на текущий календарный год, благодаря чему материалы о проведении конкурса размещаются в кратчайшие сроки, а также размещает объявление (информацию) о проведении открытого конкурса на официальном сайте Управления Федерального казначейства по Ульяновской области.

В публикуемом объявлении о приеме документов для участия в конкурсе указываются:

а) наименование вакантной должности гражданской службы;

б) требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности;

в) место и время приема документов, подлежащих представлению;

г) срок, до истечения которого принимаются указанные документы;

д) сведения об источнике подробной информации о конкурсе (телефон, электронный адрес официального сайта Управления Федерального казначейства по Ульяновской области).

На сайте Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, кроме указанной выше, размещается более подробная информация о конкурсе (условия прохождения гражданской службы, предполагаемая дата, место и порядок проведения конкурса, должностной регламент).

Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в Управление Федерального казначейства по Ульяновской области личное заявление на имя руководителя управления, с приложением документов (их копий), предусмотренных действующим законодательством. Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, направляет заявление на имя руководителя управления. Отдел кадров Управления Федерального казначейства по Ульяновской области обеспечивает ему получение документов, необходимых для участия в конкурсе. Секретарь конкурсной комиссии осуществляет прием документов, проверяет их полноту и правильность оформления. Также, на первом этапе конкурса, производится проверка соответствия претендента квалификационным требованиям к вакантной должности, проверка на наличие ограничений для поступления претендента на государственную гражданскую службу и ее прохождения, проведение процедуры оформления допуска гражданина к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну (только с его согласия и если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений). В связи с вступлением в силу Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», отделом кадров организуется проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера претендента на замещение вакантной должности, путем направления запроса в налоговые органы об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В практике проведения конкурсов УФК по Ульяновской области случаев отказа в участии в конкурсе, по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, не было.

После этого руководителем управления принимается решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса.

Секретарь конкурсной комиссии не позднее, чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса оформляет сообщения о дате, месте и времени его проведения и направляет гражданам, допущенным к участию в конкурсе заказным письмом с уведомлением, либо вручает его лично под роспись на втором экземпляре сообщения.

Конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. При оценке профессиональных и личностных качеств конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании:

- представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также по результатам выбранных конкурсных процедур.

При выборе конкретных конкурсных процедур конкурсная комиссия применяет преимущественно индивидуальное собеседование. По нашему мнению, данная процедура позволяет произвести объективную оценку навыков и умений кандидатов, которые являются важнейшими составляющими профессионального уровня, тогда как другие конкурсные процедуры дают оценку, прежде всего, теоретических знаний кандидатов, которых, без практических навыков, как правило, недостаточно для эффективного выполнения обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов.

Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании, в отсутствие кандидата на замещение вакантной должности. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.

Результаты голосования конкурсной комиссии оформляются протоколом, в котором излагается решение, которое подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, принявшими участие в заседании.

По результатам конкурса издается приказ Управления Федерального казначейства по Ульяновской области о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и с победителем конкурса заключается служебный контракт о прохождении гражданской службы Российской Федерации и замещении должности гражданской службы Российской Федерации.

Кандидатам, участвовавшим в конкурсе, сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения. Информация о результатах конкурса размещается на официальном сайте Управления Федерального казначейства по Ульяновской области.

Теперь хотелось бы несколько слов сказать о проблемах, связанных с введением механизма конкурсного замещения должностей государственной гражданской службы.

Принимая во внимание то, что конкурс является единственно возможным механизмом отбора кадров, позволяющим гражданам, которые не работали на государственной службе, реализовать свое конституционное право на равный доступ к государственной службе, право выбора сферы деятельности и занятия той или иной вакансии исключительно на профессиональной основе, вместе с тем, конкурсная процедура зачастую является “тормозом” для должностного роста гражданских служащих, который, в свою очередь, является неотъемлемым правом каждого гражданского служащего. Возможность формирования механизма должностного роста заложена в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Так, статья 64, в числе целей формирования кадрового резерва называет замещение вакантных должностей гражданской службы в порядке должностного роста гражданского служащего. Однако, на федеральном уровне на сегодняшний день отсутствует нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок формирования и работы с кадровым резервом (как вы знаете, положение о кадровом резерве федеральной гражданской службы должно утверждаться указом Президента Российской Федерации). Учитывая узкую специфику деятельности органов Федерального казначейства, очевидна необходимость наличия у кандидата на замещение вакантной должности навыков и умений, многие из которых приобретаются только в работе в органах казначейства, а именно: умение работать с программным обеспечением, разработанным специально для осуществления функций Федерального казначейства, осуществление профессиональной деятельности в сфере обеспечения исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к тому же, так как конкурсы проводятся прежде всего для замещения ведущих и старших должностей, необходимо обладать этими навыками на достаточно высоком уровне. Очевидно, что при данных условиях граждане, впервые поступающие на гражданскую службу, не могут обладать профессиональным уровнем, который имеет специалист, работающий в органах Федерального казначейства не один год. Это подтверждает и практика проведения конкурсов. Так, в 2008 году в Управлении были проведены конкурсы на замещение 22 вакантных должностей государственной гражданской службы. В 21 конкурсе победителями были признаны гражданские служащие Управления и отделений Управления. И лишь в 1 конкурсе победителем стал гражданин, не являвшийся сотрудником Управления или его отделений. Думаю, подобная картина складывается не только в нашем Управлении. При своевременном формировании кадрового резерва на конкурсной основе, данные сотрудники могли состоять в кадровом резерве. С ними проводилась бы планомерная работа по повышению уровня их профессионализма и при их назначении можно было бы избежать большой организационной работы и затрат времени, связанных с проведением конкурсных процедур. Кроме того, так как должность, по которой объявляется конкурс остается вакантной на весь период проведения конкурса, возрастает дополнительная нагрузка на имеющихся специалистов, которые должны выполнять функции по вакантной должности, что иногда снижает качество работы. Одним из путей решения данной проблемы могло быть утверждение временного Положения о кадровом резерве, которое применялось бы до утверждения Президентом Российской Федерации положения о кадровом резерве на федеральной государственной гражданской службе. Тем более во многих федеральных государственных органах аналогичные Положения приняты.

При этом, учитывая, что конкурсный порядок при поступлении на гражданскую службу введен для обеспечения равного доступа граждан к государственной службе, на наш взгляд, проведение открытого конкурса на зачисление в кадровый резерв, не только в отношении гражданских служащих, но и граждан, впервые поступающих на гражданскую службу, нисколько не нарушал бы данный конституционный принцип.

Другая проблема связана с механизмом проверки сведений, представляемых гражданином в связи с участием в конкурсе. Необходимо регламентировать порядок проверки сведений, представляемых претендентами на замещение вакантной должности. На сегодняшний день в указе Президента от 01.02.2005 № 112 закреплена необходимость проверки сведений только для лиц, участвующих в конкурсе на замещение вакантной должности, относящейся к высшей группе должностей. Вместе с тем, в соответствии с требованиями закона, гражданин не допускается к участию в конкурсе в случаях:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должностям государственной службы (гражданской службы) в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном законом порядке судимости;

3) выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства;

4) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ;

5) представления заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

6) непредставления установленных законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Информация об отсутствии оснований для отказа от участи в конкурсе содержится только в документах, представляемых самим претендентом, а проведение проверки представленных сведений, в случае сомнения в их достоверности, не предусмотрено действующим законодательством, так же как и не определен порядок проведения подобной проверки. Практика проведения проверок сведений, представляемых гражданами, участвующими в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, в отсутствие четкой нормативной регламентации, представляется сомнительной с точки зрения соблюдения законодательства, устанавливающего порядок работы с персональными данными.

Таким образом, введенные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» новые механизмы формирования кадрового состава государственной службы могут быть реализованы в полной объеме лишь с принятием тех нормативных актов, которые будут изданы в соответствии с данным Законом (прежде всего положение о кадровом резерве) и только после этого могут показать свою эффективность.