Практика и проблемы организации государственных закупок в Управлении Федерального казначейства по Ульяновской области.

Добрый день, уважаемые участники совместного семинара-совещания!

Управление Федерального казначейства по Ульяновской области (далее – Управление) в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» осуществляет функции государственного заказчика. При размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд оно строго руководствуется соответствующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации, а также документами и разъяснениями Минэкономразвития России.

У Управления есть 25 подведомственных отделений, каждое из которых также является государственным заказчиком.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» с последующими изменениями и дополнениями (далее – Закон), для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в Управлении создана Единая комиссия по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Управления и отделений.

Указанная комиссия действует в соответствии с утвержденным приказом руководителя Управления Порядком работы Единой комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Управления и отделений, а также Порядком работы по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Управления и отделений, в котором установлены в соответствии с Законом 94-ФЗ сроки подготовки документов по размещению заказа, сроки совершения конкретных действий при проведении процедуры размещения заказа, а также ответственные лица за соблюдение сроков и совершение предусмотренных действий.

В целях эффективного планирования размещения заказов в Управлении также создана Комиссия по планированию закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд Управления и отделений, которая действует в соответствии с Положением о Комиссии, Порядком организации поставок товаров, выполнения работ, оказание услуг для нужд Управления и отделений;

В состав Единой комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Управления и отделений входит 7 человек. 5 из них прошли профессиональную переподготовку и (или) повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных нужд, 1 – повышение квалификации в объеме трехдневного семинара в Институте госзакупок РАГС.

Учитывая, что процедуры подготовки и размещения заказов в Российской Федерации находятся в состоянии постоянного совершенствования, Управление создает возможные условия для повышения квалификации сотрудников, причем не только непосредственно занимающихся размещением заказов, но и сотрудников смежных подразделений. Это позволяет повысить эффективность подготовки процедур закупок, а также – снизить риск нарушения законодательства в сфере размещения заказов, как при подготовке закупки, так и в ходе работы комиссий по размещению заказов, так и на этапе исполнения контрактов.

В Управлении существует следующий порядок организации размещения заказа. Сведения о потребностях Управления и отделений в закупках товаров, выполнении работ и оказании услуг представляются отделами Управления соответствующего направления деятельности (Административным отделом, Отделом информационных технологий и Отделом режима секретности и безопасности информации). Организационное обеспечение работ по подготовке, размещению и исполнению заказов осуществляет Административный отдел.

Сроки размещения определенных заказов для нужд Управления определяются Планом-графиком размещения заказов, который формируется ежегодно с ежеквартальным уточнением. Этот документ ежеквартально обновляется на официальном сайте Управления, обеспечивая прозрачность деятельности Управления в процессе государственных закупок, а также является основным для Административного отдела Управления, который занимается непосредственно подготовкой и реализацией всех процедур размещения заказов.

Административный отдел Управления готовит технические требования к закупаемой продукции, сведения о предпочтительном способе закупки, а также определяет существенные условия государственного контракта, Комиссия проверяет их на соответствие действующему законодательству и осуществляет подготовку документации по размещению заказа. Согласование документации, осуществляют также Отдел финансового обеспечения и Юридический отдел Управления, что позволяет снизить риски нарушения законодательства Российской Федерации, включая вопросы, не связанные непосредственно с размещением заказов (при размещении заказов на строительство или капитальный ремонт, производится согласование с сотрудником Управления – специалистом в области строительных смет). Риск нарушения законодательства Российской Федерации снижен и тем, что членами указанных выше комиссий, в том числе Единой комиссии являются начальник Юридического отдела и главный специалист-эксперт Юридического отдела.

Далее Административным отделом Управления осуществляются процедуры, предусмотренные Законом № 94-ФЗ, вплоть до заключения государственного контракта и направления о нем сведений в реестр государственных контрактов.

В целях повышения прозрачности закупок Управления информация о проведении торгов или запроса котировок, помимо официального сайта Российской Федерации, размещается в обязательном порядке на официальном сайте Управления в сети Интернет.

В общих положениях всех документаций о торгах, проводимых Управлением, содержится краткая информация из положений законодательства Российской Федерации, относящихся к конкретному способу торгов. Такой раздел позволяет повысить эффективность информирования участников рынка об основных правилах проведения торгов, одновременно минимизируя соответствующие временные и трудовые затраты сотрудников Управления. При этом, подробные инструкции по проведению конкретных торгов, такие как начальная цена контракта, сроки подачи заявок на участие в торгах, критерии оценки и сопоставления заявок, сведения о выбранных Управлением способах защиты своих интересов при проведении закупки и прочие подобные вопросы, описываются отдельно, в соответствующем разделе документации о торгах.

Осуществляя закупки той или иной продукции, Управление всегда дает четкое определение потребности и ее описание в документации по размещению заказа. С одной стороны, указание на минимально требуемые качественные и количественные характеристики закупаемой продукции более четко ориентирует потенциальных поставщиков. С другой стороны, для Управления это служит важным инструментом, позволяющим рассчитать и установить начальную цену, а также создать базу для приведения предложений участников размещения заказа к сопоставимому виду для их последующего сравнения.

Для удобства пользования документацией о торгах и повышения прозрачности закупки все описания поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, важнейшие указания потенциальному исполнителю контракта выделяются в отдельную часть документации о торгах – Технические требования либо Техническое задание. Учитывая особенности содержания данной части документации о торгах, к ее написанию привлекаются специалисты отделов Управления, имеющие узкоспециальные знания и навыки в предметной области закупок. Такой порядок работы обусловлен тем, что необходимо грамотно описать предмет закупки и сформулировать потребности и ожидания Управления. При подготовке требований к закупаемой продукции, как правило, используется метод описания функциональных характеристик товаров, результатов работ (услуг). Этот метод, с точки зрения специалистов по закупкам, может дать наибольший разброс по ценам и техническим решениям и, соответственно, является наиболее корректным с точки зрения антимонопольного права и защиты конкуренции.

В случаях, когда необходимо обеспечить совместимость и наиболее мягкое и бесконфликтное включение вновь приобретенной продукции в состав ранее закупленных комплексов, а также – уже функционирующих систем, включая обученный персонал, привычное оборудование, расходные материалы может быть использовано описание технических характеристик товара. При формулировки таких характеристик учитывается требование о недопустимости ограничения количества участников размещения заказа.

В первом случае, при выявлении несоответствия заявка участника размещения заказа отклоняется еще до заключения государственного контракта, во втором случае – к исполнителю по государственному контракту предусмотрено применение санкции, защищающие интересы Управления, как государственного заказчика.

О перспективах развития системы закупок для нужд Федерального казначейства и его территориальных органов. Как следует из докладов С.Е. Прокофьева, заместителя руководителя Федерального казначейства, и Н.Ю. Ворона, заместителя начальника Отдела обеспечения работ по размещению заказов Федерального казначейства, в ближайшем будущем предполагается завершить формирование ведомственной нормативно-правовой базы по вопросам размещения заказов в органах Федерального казначейства. Кроме того, учитывая проведенное Казначейством России обобщение практики размещения заказов в территориальных органах Федерального казначейства, принято решение о создании типового технологического регламента процедур размещения заказов для нужд территориальных органов Федерального казначейства, типовых документаций по размещению заказов, типовых протоколов, описание типовых «маршрутов» и сроков документооборота в процессе размещения заказа. Центральный аппарат Федерального казначейства считает, что реализация в Федеральном казначействе данных мероприятий обусловлена необходимостью эффективной организации работ по децентрализованному размещению заказов, обеспечения условий для экономного и результативного расходования средств федерального бюджета, а также создаст условия для снижения рисков нарушения действующего законодательства Российской Федерации в сфере размещения заказов в территориальных органах Федерального казначейства и уменьшит нагрузку на работников, осуществляющих размещение заказов в территориальных органах Федерального казначейства.

Управление надеется, что указанные мероприятия действительно помогут в снижении рисков нарушения действующего законодательства в сфере госзакупок. В частности, помогут при решении вопросов, актуальных для Управления, касающихся следующего.

До установления Правительством Российской Федерации порядка оценки заявок на участие в конкурсе порядок оценки заявок определяется заказчиком самостоятельно в соответствии с Законом № 94-ФЗ. При этом заказчиком в конкурсной документации должны устанавливаться содержание и значимость выбранных им из числа предусмотренных Законом критериев. На практике без достаточных разъяснений и комментарий возникают проблемы с определением методов и порядка оценки заявок, описанием данного порядка в конкурсной документации, а также по установлению содержания и значимости критериев оценки.

Возникают вопросы в связи с организацией торгов отбор финансовых организаций для оказания финансовых услуг по медицинскому страхованию. При составлении документации по размещению заказа возникают проблемы по установлению начальной (максимальной) цены контракта и критериев оценки, учитывая, что стороны контракта по обязательному медицинскому страхованию не имеют друг перед другом каких-либо финансовых обязательств (финансовые обязательства заказчик выполняет перед фондами медицинского страхования) и порядок медицинского страхования определен в нормативных документах и един для страховщиков, а также проблема по определению объема оказываемых услуг по медицинскому страхованию.

В апреле-мае 2009 года в ходе организации госзакупок и исполнения госконтрактов, Управление столкнулось с необходимостью решать следующие вопросы, неправильное разрешение которых могло повлечь серьезные последствия, вплоть до судебных разбирательств.

1. Госконтракт по обязательному медицинскому страхованию.

В июле 2007 года были заключены госконтракты с ЗАО «КапиталЪ медицинское страхование» (филиал в г. Ульяновске). Срок исполнения госконтрактов истекает в июле 2010 года. Месяц назад в Управления и отделения Управление поступили уведомление о необходимости расторжения указанных договоров в связи с реорганизацией деятельности и сокращением штата филиала в г. Ульяновске. В результате работы, потребовавшей огромных временных и трудовых затрат, длительных переговоров и переписки, из ЗАО «КапиталЪ медицинское страхование» в Управление поступило письмо об отзыве уведомления о расторжении госконтракта медицинского страхования. Позиция Управления строилась на соблюдении требований Закона № 94-ФЗ, статьи 450 ГК РФ, положений госконтракта, и выражалась в том, что целесообразным и отвечающим интересам как ЗАО «КапиталЪ медицинское страхование», управления и отделений Управления было бы продолжение контрактных отношений до даты истечения срока действия государственного контракта об обязательном медицинском страховании. Одновременно, Управление и отделения Управления были подготовлены к подписанию соглашения о расторжении государственных контрактов обязательного медицинского страхования по причине неисполнения страховщиком своих обязательств по контракту, в полном объеме была подготовлена документация для заключения контракта с участником размещения заказа, с которым заключается контракт при уклонении победителя торгов.

2. Госконтракт по ОСАГО.

На основании госконтракта, Управление и отделения Управления заключают договоры ОСАГО. В связи с изменением страховых тарифов чуть более месяца назад в Управление поступило письмо от страховщика с предложением заключить соглашение о внесении изменений в государственный контракт, установив новые, более высокие тарифы, действующие в настоящий момент. Отказывая страховщику в заключении такого соглашения, Управление руководствовалось положениями Закона № 94-ФЗ. В тоже время, очевидно, что в условиях противоречия Закона № 94-ФЗ в части изменения цены государственного контракта, норм Федерального закона от 25.02.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», с учетом норм Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, если страховщик откажется заключать договоры ОСАГО с выплатой страховых тарифов, установленных государственным контрактом и рассчитанных по действующим на момент заключения контракта тарифам, перед Управлением встанет задача и выбор: предложить заключение соглашения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением страховщиком своих обязательств по госконтракту и заключение контракта с участником размещения заказа, с которым заключается контракт при уклонении победителя торгов, либо обращение в суд с требованиями о возложении обязанности на страховщика исполнять контракт в соответствии с условиями проведенного конкурса. Кроме этого, и страховщик может проявить инициативу и обратиться в суд с соответствующим иском, основанном на нормах Федерального закона от 25.02.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». При этом стопроцентно гарантировать положительный результат рассмотрения судебного спора для Управления невозможно, учитывая коллизию вышеуказанных норм права.

По некоторым описанным выше вопросам и проблемам Управление обращалось за разъяснениями в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области. С искренней благодарностью к сотрудникам УФАС, которые быстро и обоснованно давали нам ответы, и чувством огромного удовлетворения Управление отмечает, что по всем вопросам наши позиции совпали.

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.

В заключение хотелось бы отметить следующее.

25 мая 2009 года Президент России лично представил президиуму правительства, а также главам Федерального собрания Бюджетное послание. Главные принципы бюджетной политики  – реализм и жесткая экономия. Президент ставит задачу: каждый бюджетный рубль должен приносить максимально возможный экономический и социальный эффект.

«Этот механизм должен стимулировать технологическую модернизацию и конкурентоспособность эффективных производителей, сказал Президент».

Управление Федерального казначейства по Ульяновской области, также как и другие территориальные органы исполнительной власти, бюджетные учреждения, во исполнение задач, поставленных Президентом России в своем Бюджетном послании, в пределах своей компетенции, неукоснительно соблюдая требования действующего законодательства Российской Федерации в области размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, продолжит усовершенствование организации госзакупок.

Спасибо за внимание!

Главный специалист-эксперт

юридического отдела О.В. Журавлева

3 июня 2009 года