О контрольных мероприятиях Управления Федерального казначейства по Ульяновской области в первом полугодии 2007 года

Докладчик - В.В. Карпов

 

I. Проверки деятельности Отделений

1. Комплексные проверки деятельности Отделений

В соответствии с полномочиями, установленными Положением об Управлении Федерального казначейства по Ульяновской области, утвержденного приказом Министра финансов Российской Федерации 04.03.2005 N33н, Правилами проведения проверок деятельности Отделений по городам и районам области Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, утвержденными приказом Управления Федерального казначейства по Ульяновской области от 29.07.2005 N59, Положением об отделе и планом проведения проверок деятельности Отделений в 2007 году, в первом полугодии 2007 года проведено 9 комплексных проверок деятельности Отделений по Заволжскому району г.Ульяновска (2 проверки), Ленинскому району г.Ульяновска, Новомалыклинскому, Тереньгульскому, Цильнинскому, Вешкаймскому, Базарносызганскому и Карсунскому районам.

По результатам проверок во все Отделения в ближайшее время будет направлено обзорное письмо с подробным анализом нарушений и недостатков, выявленных в ходе проведения проверок в разрезе районов.

Несмотря на принимаемые Управлением меры - доклады на коллегии, обзорные письма, решения Контрольного Совета, приказы руководителя Управления о применении мер дисциплинарного характера к руководителям Отделений, нарушения и недостатки, допущенные Отделениями, продолжают оставаться аналогичными и их число не снижается.

Управление неоднократно указывало на недопущение указанных в обзорных письмах нарушений и недостатков. Следует отметить, что в ряде проверенных Отделений выявленные нарушения в текущей деятельности действительно существенно сократились. Однако, ряд Отделений (Отделения по Заволжскому району г.Ульяновска, Тереньгульскому, Новомалыклинскому районам) допустил большое количество очень серьезных нарушений. Нарушения, выявленные в ходе проверок ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности по исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ и ведения бюджетного учета исполнения сметы доходов и расходов, свидетельствуют о чрезвычайно низком уровне контроля со стороны начальников отделов и руководителей Отделений за деятельностью руководимых ими подразделений. Список допущенных нарушений практически не изменяется, меняются лишь районы, допустившие их.

В очередной раз особо надо сказать о непрекращающемся росте серьезных замечаний по неправильному санкционированию проведения платежей клиентов, т.е. фактически о санкционировании нецелевого использования средств бюджетов. Отмечается заметный рост подобных нарушений в районах по всем уровням обслуживаемых бюджетов. По результатам проверок некоторых Отделений можно сделать однозначный вывод о полном отсутствии контроля на всех этапах санкционирования.

Также обращает на себя внимание беспрецедентный рост количества нарушений по правовому обеспечению деятельности. Нарушения допускаются всеми Отделениями, и, в большинстве случаев, по всем направлениям правового обеспечения. В ряде Отделений (Отделения по Тереньгульскому, Заволжскому Вешкаймскому районам) данная работа практически не проводилась.

По результатам проведенных в первом полугодии 2007 года проверок наложено четыре дисциплинарных взыскания. Руководителю Отделения по Заволжскому району Зайцеву В.В. объявлено предупреждение о неполном должностном соответствии; руководителю Отделения по Новомалыклинскому району Амелиной Е.Н., руководителю Отделения по Тереньгульскому району Фатенкову А.М. и заместителю руководителя Отделения по Тереньгульскому району Барабановой С.А. объявлены замечания.

Новым в проведении комплексных проверок в текущем году стало то, что к проверкам стали широко привлекаться специалисты Отделений. Отделом разработан и утвержден руководителем Управления График привлечения специалистов Отделений к проверкам деятельности Отделений на 2007 год. По результатам проведенных проверок можно сказать, что работники Отделений в большинстве случаев ответственно подходят к проводимым проверкам и проводят их на высоком профессиональном уровне.

Однако, имеют место случаи неполного отражения в справках замечаний. На основании решения руководителя была проведена проверка аудита качества проверки по вопросу ведения бюджетного учета исполнения сметы доходов и расходов в отделении по Базарносызганскому району, проведенной ранее в рамках комплексной проверки Отделения главным бухгалтером Отделения по Николаевскому району Горбатко Л.И. Результаты аудиторской проверки показали низкий уровень проведенной проверки. Выявлен ряд нарушений, которые не нашли отражения в справке. Этот случай также рассматривался на последнем заседании Контрольного Совета и руководителем будет вынесено соответствующее решение.

Кроме того, во все Отделения было направлено письмо с описанием данного факта, в котором обращено внимание руководителей Отделений на персональную ответственность специалистов Отделений, привлекаемых к проверкам, за достоверность сведений, содержащихся в справках по результатам проверки.

В целях усиления контроля за достоверностью составления справок привлекаемыми специалистами Отделений решением руководителя Управления проведение аудиторских проверок заложено в план работы Отдела на III и IV кварталы 2007 года. Также будут разработаны меры, которые должен осуществлять руководитель группы проверки по усилению контроля за членами группы в ходе проведения самих проверок. Поэтому еще раз обращаю внимание руководителей на качество подготовки к проверкам и их проведения вашими специалистами.

2. Тематические проверки деятельности Отделений

В целях контроля за устранением выявленных в ходе комплексных проверок деятельности Отделений нарушений и недостатков, а также для проверки отдельных вопросов и направлений деятельности Отделений, Управлением организуются и проводятся тематические проверки.

Для проведения этих проверок в плане работы Отдела зарезервированы 2 месяца - июнь и декабрь.

За отчетный период проведено 8 таких проверок, в том числе:

- 2 проверки по контролю за правильностью составления и своевременностью представления отчетности о федеральном имуществе, находящемся на балансе Отделения (Отделения по Старокулаткинскому и Старомайнскому районам);

- 6 проверок по устранению выявленных нарушений и недостатков по отдельным направлениям деятельности Отделения (Отделения по Тереньгульскому и Новомалыклинскому районам).

Результаты проведенных проверок показывают, что не все руководители Отделений принимают исчерпывающие меры по устранению и недопущению выявленных нарушений и недостатков, а проводимые ими мероприятия не достигают необходимого результата. Так, повторная проверка Отделения по Тереньгульскому району выявила нарушения, установленные в ходе комплексной проверки.

II. Проверки деятельности структурных подразделений Управления

В целях реализации Концепции развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2006 - 2008 г.г., а также согласно плану работы отдела внутреннего контроля на 2007 год, проводятся проверки деятельности структурных подразделений Управления.

За первое полугодие 2007 года отделом внутреннего контроля проведены 2 комплексные проверки в отделе финансового обеспечения и в отделе бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов.

Итоги всех проведенных проверок рассматриваются на Контрольном Совете Управления.

За первое полугодие 2007 года проведено 11 заседаний Контрольного Совета, в ходе которых рассмотрены все выявленные нарушения и мероприятия по недопущению подобных нарушений в дальнейшей работе.

III. Участие специалистов Управления в проверках, проводимых Федеральным казначейством

В 2007 году продолжается практика привлечения специалистов Управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации к участию в проверках, проводимых Центральным аппаратом Федерального казначейства.

От нашего Управления в первом полугодии текущего года в таких проверках принимали участие 4 специалиста: в феврале - Трифанов А.В. - в УФК по Республике Марий Эл (ведение бюджетного учета и предоставление бюджетной отчетности), в апреле - Прохорова Т.Н. - в УФК по Республике Калмыкия (ведение бюджетного учета исполнения сметы доходов и расходов), в мае-июне - Костюнин М.Е. - в УФК по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (осуществление внутреннего контроля), Крылов Д.Е. - в УФК по Республике Алтай (информационно-техническое обеспечение деятельности).

По результатам проверок после рассмотрения их материалов Центральным аппаратом Федерального казначейства в Управления направляется отзыв с оценкой качества проведения проверки привлеченными специалистами. За добросовестное выполнение служебных обязанностей во время проверок Трифанову А.В. и Прохоровой Т.Н. руководителем Управления была объявлена благодарность.

Подобную практику необходимо развивать и в Управлении. Это будет дополнительным стимулом для повышения как уровня ответственности привлекаемых к проверкам специалистов Отделений, так и качества проводимых контрольных мероприятий в целом.

IV. Взаимодействие Управления с надзорными, правоохранительными органами и органами финансового контроля

Отделом проводится большая работа по взаимодействию Управления с надзорными, правоохранительными органами и органами финансового контроля.

За отчетный период отделом подготовлено 2 проекта ответов на запросы от органов прокуратуры. Из них 1 запрос от прокуратуры Ульяновской области и 1 запрос от прокурора Павловского района. Запросы содержали требования о предоставлении различной информации и о выделении специалистов Отделений для проведения прокурорских проверок органов местного самоуправления.

Также подготовлено 5 проектов ответов на запросы Управления по налоговым преступлениям УВД Ульяновской области, которые содержали требования о представлении сведений о расходовании средств бюджетополучателями разных уровней бюджетов по различным направлениям деятельности за срок до 3-х лет.

На все полученные требования и запросы Управлением своевременно представлена информация. В выделении специалистов для участия в прокурорских проверках средств местных бюджетов было отказано в связи с отсутствием таких полномочий у органов Федерального казначейства.

Все более важной в области контроля за использованием средств федерального бюджета является работа, осуществляемая Управлением по взаимодействию с Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области. Толчком в развитии такого взаимодействия послужило Соглашение о сотрудничестве и информационном взаимодействии Управления Федерального казначейства по Ульяновской области и Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области, заключенное 02.04.2007. Предметом данного Соглашения является обмен информацией и осуществление совместных мероприятий при осуществлении контроля. В рамках Соглашения Управление представляет в ТУ ФСФБН:

1) Сведения о наличии на территории Ульяновской области организаций, внесенных в Сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

2) Информацию о лимитах бюджетных обязательств и кассовых расходах в разрезе ведомственной, функциональной и экономической классификации расходов получателей средств федерального бюджета (Отчет о кассовых выбытиях средств федерального бюджета в разрезе получателей средств бюджета ф.0521413);

3) Информация о средствах федерального бюджета, направленных в бюджет Ульяновской области в разрезе функциональной классификации расходов бюджетов РФ (отчет об использовании субсидий (субвенций), предоставленных из федерального бюджета бюджету субъекта РФ и местным бюджетам, ф.0521427).

В Управление направляются Сведения о нарушениях бюджетного законодательства РФ, допущенных получателями средств федерального бюджета. Данная информация поступает ежеквартально и обязательно рассматривается на Контрольном Совете Управления.

Данная схема представляется действенной мерой по усилению контроля за надлежащим исполнением своих функциональных и должностных обязанностей работниками Отделений, выявлению и пресечению нарушений, допускаемых ответственными работниками.

По результатам рассмотрения представленной Оперативной информации за I квартал 2007 года Контрольный Совет постановил провести служебную проверку по выявленным нарушениям в Отделении по г.Димитровграду, по результатам которой старшему казначею Отделения Корнилову С.В. объявлено замечание.

V. Организация работы с обращениями граждан и организаций

В соответствии с Регламентом Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, Положением об отделе внутреннего контроля, отделом, во взаимодействии с юридическим отделом Управления, организована и проводится работа по обращениям граждан и организаций, содержащих жалобы на нарушение законодательства Российской Федерации, Положения о Федеральном казначействе, Регламента УФК по Ульяновской области.

Всего за истекший период 2007 году в Управление поступило 3 таких обращения.

В установленные законодательством сроки все обращения и жалобы рассматриваются ответственными лицами Управления и заявителям своевременно даются ответы и разъяснения в установленном порядке.

Вся информация по данному вопросу является общедоступной и еженедельно обновляется на Интернет-сайте Управления.

В заключение своего доклада я хотел бы сказать, что сейчас перед Центральным аппаратом и территориальными органами Федерального казначейства стоит задача по полномасштабному внедрению Концепции развития системы внутреннего контроля и аудита, выполнению мероприятий по ее реализации. Развитие данного направления в деятельности Федерального казначейства и его территориальных органов нацелено на предупреждение возникновения нарушений в деятельности органов Федерального казначейства и минимизацию возможных рисков при исполнении федерального бюджета и кассовом исполнении бюджетов бюджетной системы.

Значительный вклад в это вносят структурные подразделения внутреннего контроля и аудита в лице отделов внутреннего контроля. Поэтому основной задачей для нашего отдела является совершенствование профессионального уровня сотрудников, более детальное изучение нормативных документов, улучшение методической базы и, как следствие, повышение качества проводимых контрольных мероприятий.

Для этого проводится постоянная экономическая учеба с сотрудниками отдела, обучение сотрудников отдела у специалистов других структурных подразделений Управления по направлениям деятельности отделов. Специалисты отдела принимают участие в семинарах, технической учебе, проводимой другими отделами со специалистами Отделений.

Большую роль в этом сыграет и внедрение нового программного комплекса "Внутренний контроль и аудит Федерального казначейства".

Я уверен, что все это позволит справиться с поставленными перед нами задачами и поднять на новый, более качественный уровень организацию и осуществление внутреннего контроля и аудита, как в Управлении, так и в территориальных органах Федерального казначейства Ульяновской области в целом.