Доклад
руководителя управления Федерального казначейства по Ульяновской области
Чугункова Дмитрия Николаевича
"О внедрении технологических регламентов в органах Федерального казначейства по Ульяновской области"

Добрый день, уважаемые коллеги!

В соответствии с письмом заместителя руководителя Федерального казначейства Попова Алексея Юрьевича от 25 июня 2007 года N 42-10.0-12/501 с 26 июня 2007 года в органах Федерального казначейства Ульяновской области была начата работа по внедрению технологических регламентов "Доведение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета" версия 5.0 и "Регламент проведения кассовых расходов по обеспечению наличными денежными средствами получателей бюджетных средств" в настоящий момент уже версия 7.1. Указанная работа проводилась в соответствии с "Методикой внедрения технологических регламентов".

В настоящий момент наше управление письмом от 25 июля 2007 года отчиталось о внедрении вышеуказанных регламентов с некоторыми оговорками и замечаниями.

Мы считаем, что разработка технологических регламентов, закрепление настроек программного комплекса "Центр-КС", четкое описание в регламентах ролей работников органов Федерального казначейства - большой шаг вперед, значимость которого будет возрастать по мере всеобъемлющего распространения технологической регламентации на все те функции, которые в настоящий момент исполняют органы Федерального казначейства. Внедрение технологических регламентов позволит:

Соответственно все эти факторы в свою очередь находятся в большой зависимости от качества и проработанности самих технологических регламентов, их корреляции с другими нормативными документами Федерального казначейства, их соответствию требованиям информационной безопасности, да и просто реалиям нашей с вами работы.

Именно с такими мыслями, осознавая всю важность вопроса, мы и начали внедрение технологических регламентов в нашем управлении. В соответствии с требованиями "Методики внедрения технологических регламентов" 26 июня 2007 года были изданы приказы о составах рабочих групп по внедрению, установлены сроки представления календарных планов-графиков по внедрению и соответствующих протоколов совещаний рабочих групп на утверждение руководителю управления. Как я уже сказал, в настоящий момент регламенты внедрены с некоторыми оговорками.

Итак, что же показал опыт внедрения?

  1. Необходимо доработать "Методику внедрения технологических регламентов". В настоящий момент в ней слабо отражены вопросы внедрения регламентов в отделениях Федерального казначейства. Необходимо предусмотреть создание рабочих групп по внедрению не только в управлениях, но и в отделениях. Предусмотреть поэтапную отчетность отделений перед управлением о состоянии работы по внедрению, регламентировать взаимодействие рабочей группы управления и соответствующих рабочих групп отделений.

  2. Сами рабочие группы, по-видимому, становятся постоянно действующими в виду того, что на настоящем этапе технологические регламенты будут постоянно корректироваться с целью уточнения, а также в связи с доработками программных продуктов и изменениями нормативных документов. На наш взгляд работа с обновленными версиями технологических регламентов должна оставлять свой след хотя бы в виде соответствующих протоколов совещаний рабочих групп.

  3. Поскольку внедрение технологических регламентов призвано, в том числе и сократить количество ошибок работников органов Федерального казначейства, допускаемых в процессе исполнения соответствующих функций, по-видимому, в дальнейшем возникнет необходимость проверять полноту внедрения технологических регламентов в ОФК в период соответствующих комплексных проверок.

Теперь я хотел бы сказать несколько слов о тех самых оговорках, с которыми органы Федерального казначейства Ульяновской области внедрили технологические регламенты.

  1. Практически все функции Федерального казначейства, связанные с кассовым обслуживанием исполнения федерального бюджета, так или иначе, соприкасаются с вопросами обработки закрытой информации. К сожалению в настоящий момент эти вопросы не нашли своего полного отражения во внедренных технологических регламентах. Это не означает, что технологические регламенты не верны, просто в них неописаны некоторые подробности нашей работы. Возникает вопрос, а есть ли необходимость учитывать все подробности? Чтобы ответить на него, необходимо определить статус документа под названием "технологический регламент". В настоящий момент пунктом 1.3 регламентов это трактуется так: "устанавливает последовательность выполнения операций работниками органов Федерального казначейства при выполнении" соответствующей функции. Если в дальнейшем этот документ будет привязан к конкретным должностным регламентам работников, он должен быть, на наш взгляд, все-таки всеобъемлющим.

  2. В "Регламенте проведения кассовых расходов по обеспечению наличными денежными средствами получателей бюджетных средств" все функции по обеспечению получателей средств денежной наличностью осуществляет отдел расходов. И это верно, в случае организации работы в управлениях, а также мелких отделениях Федерального казначейства. Однако в случае наличия в крупном отделении Федерального казначейства операционного отдела, типовая организационно-штатная структура ОФК, доведенная до нас Федеральным казначейством, предусматривает выполнение указанных функций именно операционным отделом, а не отделом расходов. Таким образом, указанный регламент не в полной мере соответствует типовой организационно-штатной структуре отделений.

  3. В "Регламенте проведения кассовых расходов по обеспечению наличными денежными средствами получателей бюджетных средств" не нашел своего отражения приказ Федерального казначейства от 30 марта 2006 года N 44. Действительно платежные поручения для обеспечения получателей средств наличными денежными средствами также должны включаться в сводную заявку на подкрепление счета 40105 управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации и только потом отправляться в банк на следующий операционный день. Опять встает вопрос о необходимой степени подробности технологических регламентов.

  4. Ну и самый больной лично для меня вопрос - организация работы операционного отдела управления с едиными счетами, и в связи с этим - взаимодействие управления с банком и отделениями Федерального казначейства. К сожалению, до настоящего времени отсутствует какой-либо нормативный документ, определяющий порядок работы органов Федерального казначейства на территории субъекта РФ в условиях единого счета. В настоящий момент, мы получаем от наших отделений электронные платежные документы (включая и платежные документы для организации выдачи наличных средств) с ЭЦП руководителей и главных бухгалтеров ОФК или лиц их замещающих. Именно в таком виде электронные документы помещаются на защищенный платежный терминал, где непосредственно перед автоматической отправкой в банк автоматически снимается подпись руководителя и главного бухгалтера ОФК и ставится подпись дежурного операциониста управления, выданная банком и закрепленная за операционистом соответствующим приказом руководителя управления. В случае если это платежные поручения непосредственно управления - платежный терминал проверяет наличие и правильность ЭЦП главного бухгалтера управления и начальника отдела расходов (или отдела доходов, если счет 40101, или отдела кассового обслуживания, если счет 40201). При этом отсутствует возможность помещения на платежный терминал или изготовления на платежном терминале, каких либо электронных документов, не имеющих ЭЦП соответствующих должностных лиц.

В этих условиях мы не видим необходимости в визировании главным бухгалтером и руководителем управления электронных документов отделений, как это в настоящий момент прописано в технологическом регламенте. Действительно, неужели возможно главному бухгалтеру и руководителю управления осуществить визирование (читай проверить, в условиях отсутствия первичных обосновывающих документов) все несколько тысяч или десятков тысяч электронных документов проходящих по единым счетам управления ежедневно? Конечно, можно построить систему, когда все будет визироваться ключевой дискетой руководителя в автоматическом режиме, но каков юридический смысл и последствия такого визирования? Кстати, управления Федерального казначейства сейчас не имеет юридических оснований для того, чтобы отказать отделению в проведении полученных от него электронных платежных документов. Отсутствует нормативный документ, описывающий порядок контроля документов ОФК в управлении перед отправкой в банк. Например, наш операционный отдел автоматизировано проверяет перед отправкой документы ОФК на не превышение остатка лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования в разрезе лицевых счетов получателей средств и статей бюджетной классификации.

На наш взгляд проблема организации работы операционного отдела, обслуживающего единые счета управления, должна быть вынесена в совершенно отдельный технологический регламент, который в свою очередь должен быть построен на основании соответствующей нормативной базы, отсутствующей в настоящий момент.

Таким образом, если не учитывать проблемы обслуживания единых счетов, предложенные к внедрению технологические регламенты соответствуют требованиям текущего момента. Отдельные шероховатости, о которых я упомянул, во-первых, могут быть легко исправлены, а вторых, не нужно забывать, что это первые технологические регламенты.

В заключение своего выступления я хотел бы выразить благодарность организаторам семинара- совещания за предоставленную возможность выступить, а также пожелать управлению информационных систем дальнейших успехов в нелегком труде по регламентации нашей с вами деятельности.