Главная / Иная деятельность / Правовая работа
Информация об оказании Управлением Федерального казначейства по Ульяновской области бесплатной юридической помощи
21 ноября 2011 года принят Федеральный закон № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), направленный на создание условий получения бесплатной юридической помощи для малоимущих и иных социально незащищённых категорий граждан. Федеральный закон не регулирует вопросы оказания бесплатной юридической помощи в уголовном и административном судопроизводстве.
Федеральным законом предусматривается возможность получения гражданами бесплатной юридической помощи в государственной и негосударственной системах бесплатной юридической помощи.
Государственная система бесплатной юридической помощи формируется в составе следующих участников: органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, органов управления государственных внебюджетных фондов, государственных юридических бюро и адвокатов. В регионах Российской Федерации государственная система бесплатной юридической помощи создается и финансируется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Негосударственная система бесплатной юридической помощи формируется на добровольной основе в составе юридических клиник, созданных образовательными организациями высшего образования и научными организациями, и негосударственных центров бесплатной юридической помощи, создаваемых некоммерческими организациями, профессиональными объединениями юристов.
Координация работы по реализации Федерального закона возложена на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти — Министерство юстиции Российской Федерации.
Организация деятельности участников государственной системы в регионе должна осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и регулироваться законодательством каждого региона.
Согласно положениям статьи 16 Федерального закона федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им учреждениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им учреждениями, органами управления государственных внебюджетных фондов бесплатная юридическая помощь оказывается гражданам Российской Федерации в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан Российской Федерации. Помимо консультирования бесплатная юридическая помощь в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера и представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях оказывается гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите, в случаях и порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации содействуют оказанию бесплатной юридической помощи в пределах своей компетенции.
Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:
1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума;
2) инвалиды I и II группы;
3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;
4) граждане, проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, граждане, находящиеся (находившиеся) на военной службе (службе) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в воинских формированиях и органах, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», при условии их участия в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и (или) выполнения ими задач по отражению вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, находящиеся (находившиеся) на указанных территориях служащие (работники) правоохранительных органов Российской Федерации, граждане, выполняющие (выполнявшие) служебные и иные аналогичные функции на указанных территориях, а также члены семей указанных граждан;
5) граждане, призванные на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, граждане, заключившие контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации, при условии их участия в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и (или) выполнения ими задач по отражению вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, граждане, заключившие контракт (имевшие иные правоотношения) с организацией, содействующей выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, при условии их участия в специальной военной операции на указанных территориях, а также члены семей указанных граждан;
6) лица, принимавшие в соответствии с решениями органов государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики участие в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, Народной милиции Луганской Народной Республики, воинских формирований и органов Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики начиная с 11 мая 2014 года, а также члены семей указанных лиц;
7) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
8) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;
9) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;
10) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;
11) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
12) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
13) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
14) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:
а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;
б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;
е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;
15) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Оказание бесплатной юридической помощи осуществляется на основании обращения граждан, в котором выражена просьба об оказании бесплатной юридической помощи. К такому обращению должны быть приложены следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность лица, нуждающегося в бесплатной юридической помощи;
- документ, подтверждающий право лица на получение бесплатной юридической помощи;
- документ, подтверждающий полномочия представителя лица, нуждающегося в бесплатной юридической помощи.
Одновременно с предоставлением оригиналов документов гражданин предоставляет их копии.
Основания отказа в оказании гражданам бесплатной юридической помощи:
- в письменном обращении на оказание бесплатной юридической помощи не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
- документы, необходимые для получения гражданами бесплатной юридической помощи, представлены не в полном объеме;
- предоставленные документы содержат недостоверные сведения;
- гражданин ходатайствует об оказании бесплатной юридической помощи, не относящейся к компетенции Федерального казначейства;
- обращение об оказании бесплатной юридической помощи содержит просьбу, выполнение которой приводит к конфликту интересов органов Федерального казначейства;
- обращение на оказание бесплатной юридической помощи содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- обращение на оказание бесплатной юридической помощи не поддается прочтению;
- обращение на оказание бесплатной юридической помощи содержит вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;
- если ответ по существу поставленного в обращении на оказание бесплатной юридической помощи вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Конституцией Российской Федерации определены основные права и свободы человека и гражданина.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации гражданам Российской Федерации предоставлено право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. Федеральным законом установлены случаи и порядок оказания юридической помощи бесплатно.
В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», вступившие в законную силу судебные постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В целях реализации указанных норм законодательства Российской Федерации и обеспечения прав граждан на получение присужденных денежных средств органы Федерального казначейства организуют исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее — БК РФ) средства участников казначейского сопровождения, на средства бюджетных и автономных учреждений, по месту открытия лицевых счетов должников в соответствии с главой 24.1 БК РФ, регулирующей порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с БК РФ средства участников казначейского сопровождения, частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Федеральный закон № 83-ФЗ), а также Административным регламентом исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 сентября 2008 года № 99н (далее — Административный регламент) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Реализация гражданами прав на получение присужденных денежных средств осуществляется в порядке, установленном вышеуказанными нормативными правовыми актами, которыми также определены обязанности органов Федерального казначейства, казенных, бюджетных и автономных учреждений, являющихся должниками в соответствии с судебными актами.
Согласно статье 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Статьей 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Компетенция и порядок деятельности Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, полномочия должностных лиц
Управление Федерального казначейства по Ульяновской области (далее — Управление) является территориальным органом Федерального казначейства, созданным в границах Ульяновской области, и находится в непосредственном подчинении Федерального казначейства.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона бесплатная юридическая помощь оказывается только по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
Управление реализует в пределах своей компетенции полномочия и права Федерального казначейства, определяемые БК РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 703 «О Федеральном казначействе», законами субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, правовыми актами представительного органа местного самоуправления о бюджете муниципального образования, Положением об Управлении Федерального казначейства по Ульяновской области, утвержденным приказом Федерального казначейства от 27 декабря 2013 года № 316 «Об утверждении положений об управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых Приказов Федерального казначейства» (далее — Положение) и другими нормативными правовыми актами.
Положением определены основные задачи деятельности Управления, к которым относятся:
- кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
- кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и соглашениями, заключенными Управлением с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления;
- кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
- осуществление в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся в соответствии с БК РФ получателями бюджетных средств;
- осуществление учета доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
- составление и представление в установленном порядке в Федеральное казначейство отчетности о кассовом исполнении федерального бюджета на территории субъекта Российской Федерации, а также иной бюджетной отчетности;
- контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;
- иные задачи, установленные законодательством Российской Федерации.
Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- открывает в учреждениях Банка России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- осуществляет в установленном порядке открытие и ведение соответствующих лицевых счетов, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- доводит до обслуживаемых Управлением распорядителей, получателей средств федерального бюджета, администраторов с полномочиями главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета распределенные главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета (администраторами с полномочиями главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета) бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств;
- доводит до получателей средств бюджета Союзного государства распределенные главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета Союзного государства объемы финансирования расходов бюджета Союзного государства и их изменения;
- участвует в ведении реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета в отношении участников бюджетного процесса, находящихся на обслуживании в Управлении;
- ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета на территории субъекта Российской Федерации;
- осуществляет учет и распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов;
- перечисляет средства, необходимые для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
- осуществляет учет операций со средствами, полученными федеральными казенными учреждениями от приносящей доход деятельности;
- организует в установленном порядке обеспечение наличными деньгами организаций, лицевые счета которых открыты в Управлении;
- осуществляет учет обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета находящимися на территории субъекта Российской Федерации получателями средств федерального бюджета;
- составляет и представляет в установленном порядке в Федеральное казначейство отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета на территории субъекта Российской Федерации и исполнении принятых Управлением на учет бюджетных обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета, а также иную бюджетную отчетность;
- осуществляет на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- составляет и представляет в установленном порядке в Федеральное казначейство, а также в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления отчетность о кассовом обслуживании исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- обеспечивает в пределах остатков средств на счетах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации проведение кассовых выплат из бюджетов от имени и по поручению администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, финансовых органов или получателей средств бюджета, лицевые счета которых открыты в Управлении;
- обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществление операций со средствами юридических лиц, не являющихся в соответствии с БК РФ получателями бюджетных средств, от их имени и по их поручению в пределах остатка средств на лицевых счетах, открытых им в Управлении;
- составляет и представляет в установленном порядке в Федеральное казначейство отчетность о кассовом обслуживании юридических лиц, не являющихся в соответствии с БК РФ получателями бюджетных средств;
- осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета распорядителей и получателей средств федерального бюджета, обслуживаемых Управлением;
- осуществляет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- осуществляет функции и бюджетные полномочия администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Управления и реализацию возложенных на него функций;
- применяет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации меры принуждения к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;
- участвует в ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг;
- осуществляет контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- осуществляет в установленном Федеральным казначейством порядке анализ исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций);
- осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- осуществляет контроль за своевременностью и полнотой устранения объектами контроля нарушений законодательства Российской Федерации и (или) возмещения причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации в установленной сфере деятельности;
- представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;
- обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
- обеспечивает защиту полученной в процессе деятельности Управления информации, составляющей служебную, банковскую, налоговую, аудиторскую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации;
- осуществляет функции удостоверяющего центра для обеспечения участников электронного взаимодействия в установленной сфере деятельности сертификатами ключей проверки электронных подписей;
- осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение письменных обращений граждан и объединений граждан, в том числе юридических лиц, принятие по ним решений в рамках своей компетенции, а также направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
- осуществляет организацию и проведение внутреннего контроля и внутреннего аудита в Управлении;
- обеспечивает мобилизационную подготовку Управления;
- осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Управлении;
- формирует свой документальный фонд из образующихся в процессе деятельности документов и обеспечивает его сохранность, учет и использование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- осуществляет полномочия по управлению имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления;
- в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Управления;
- организует в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнение судебных актов по денежным обязательствам государственных или муниципальных учреждений;
- осуществляет информационную поддержку интернет-сайта Управления и технологическое обеспечение его функционирования;
- обеспечивает предоставление бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) путем заключения договора с субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) в порядке и по форме, предусмотренными законодательством Российской Федерации;
- осуществляет в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке взыскание задолженности по бюджетным кредитам на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), включая штрафы и пени за нарушение срока возврата бюджетного кредита;
- обеспечивает заключение генеральных соглашений о покупке (продаже) ценных бумаг по договорам репо;
- осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Управление взаимодействует в пределах своей компетенции с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственными органами субъектов Российской Федерации), органами местного самоуправления (муниципальными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, Банком России и его территориальными учреждениями, иными организациями.
Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам исполнения соответствующих бюджетов, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, правовыми актами Федерального казначейства и Положением об Управлении.
Руководство деятельностью Управления осуществляет руководитель Управления.
Согласно статье 8 Федерального закона в Управлении все виды бесплатной юридической помощи могут оказывать сотрудники Юридического отдела Управления, имеющие высшее юридическое образование.
Письменное обращение гражданина может быть направлено по адресу Управления: 432017, г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 50/1.
Гражданин вправе обратиться за бесплатной юридической помощью в устной форме по адресу: г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 50/1, кабинеты 316, 318, 320, в часы приема: с 8-00 до 17-00 (в пятницу до 16-00), обеденный перерыв с 12-30 до 13-18.
Правила оказания государственных услуг
В целях повышения эффективности и результативности организации исполнения судебных актов, прозрачности процедур исполнения этих судебных актов для заинтересованных лиц Министерством финансов Российской Федерации утвержден Административный регламент.
В случае, если орган Федерального казначейства в соответствии со статьей 166.1 БК РФ и на основании соглашения, заключенного с высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования) открывает и ведет лицевые счета получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), то положения Административного регламента распространяются на организацию исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета.
Под государственной функцией исполнения судебных актов понимается процесс организации органом Федерального казначейства исполнения должником требований судебного акта по перечислению денежных средств в пользу взыскателя, в соответствии с порядком, установленным БК РФ (далее — государственная функция).
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с БК РФ средства участников казначейского сопровождения регулируется главой 24 БК РФ.
Порядок исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных учреждений, регулируется частью 20 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ.
Согласно части 3.19 статьи 2 Федерального закона от 03 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» обращение взыскания на средства автономных учреждений, лицевой счет которым открыт в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному для бюджетных учреждений.
Результатом исполнения государственной функции по организации исполнения судебных актов является перечисление должником денежных средств в пользу взыскателя.
Исполнение органами Федерального казначейства государственной функции осуществляется на безвозмездной основе.
Подробное описание процедуры исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с БК РФ средства участников казначейского сопровождения, на средства бюджетных и автономных учреждений, содержится в подразделе «Взыскание на средства федерального бюджета» раздела «Прием обращений» официального сайта Управления и на соответствующих стендах в зданиях Управления и отделов Управления, расположенных на территории Ульяновской области.
Основания, условия и порядок обжалования решений и действий Управления и его должностных лиц
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Основания, условия и порядок обжалования гражданами решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений и их должностных лиц в судебном порядке предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ).
Гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) Управления, его должностного лица, если считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Административное исковое заявление подается гражданином в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 КАС РФ.
Административное исковое заявление может быть подано гражданином в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
В случае, если оспариваемым решением, действием (бездействием) затрагиваются права и законные интересы гражданина в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обжалование таких решений, действий (бездействия) осуществляется в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Граждане вправе подать жалобу на решения и действия Управления и его должностных лиц в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 59-ФЗ). Просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц, содержащаяся в обращении гражданина, рассматривается в Управлении в порядке, установленном Федеральным законом № 59-ФЗ.
Административным регламентом установлено, что решения должностных лиц органов Федерального казначейства, принятые в ходе организации исполнения судебных актов, могут быть обжалованы заявителем также в досудебном порядке.
Заявитель вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Управления, связанные с организацией исполнения судебных актов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Должностные лица органа Федерального казначейства организуют личный прием заявителей.
Информация о месте, днях и часах приема заявителей должностными лицами Управления устанавливается локальным актом и размещается на официальном сайте Управления и информационном стенде.
При подаче жалобы в письменной форме срок ее рассмотрения не превышает 30 календарных дней со дня регистрации в Управлении.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса о предоставлении документов и материалов, необходимых для рассмотрения обращения, руководитель Федерального казначейства, руководитель Управления вправе продлить срок его рассмотрения, но не более чем на 30 дней, с одновременным уведомлением заявителя о продлении срока рассмотрения его обращения.
Заявитель в жалобе в обязательном порядке указывает:
- наименование органа, в который направляет жалобу, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
- свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), полное наименование для юридического лица;
- почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации жалобы;
- суть жалобы;
- ставит личную подпись и дату.
Дополнительно, в целях сокращения срока рассмотрения жалобы Федеральным казначейством или Управлением, заявителем могут быть указаны:
- должность, фамилия, имя и отчество сотрудника Управления, решение, действие (бездействие) которого обжалуется;
- суть обжалуемого действия (бездействия);
- обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность;
- иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к жалобе документы и материалы либо их копии.
По результатам рассмотрения жалобы должностным лицом Управления принимается решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе.
Жалоба не рассматривается Управлением по существу и ответ на нее не дается в случае, если:
- в жалобе не указаны фамилия заявителя и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, либо реквизиты заявителя не поддаются прочтению;
- жалоба не поддается прочтению, о чем Управление сообщает заявителю;
- жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, при этом Управление вправе сообщить заявителю о недопустимости злоупотребления;
- по существу жалобы имеется вступивший в законную силу судебный акт, при этом Управление разъясняет порядок обжалования данного судебного акта;
- имеется документ, подтверждающий принятие жалобы на рассмотрение Федеральным казначейством, о чем Управление сообщает заявителю;
- ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, при этом Управление сообщает заявителю жалобы о невозможности дать ответ по существу в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Если в жалобе заявителя содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель Управления вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот же орган Федерального казначейства или одному и тому же должностному лицу, при этом Управление уведомляет заявителя о принятом решении.
Если причины, по которым жалоба не могла быть рассмотрена по существу, в последующем были устранены, заявитель вправе вновь направить жалобу.
Граждане вправе обжаловать решения, действия (бездействие) должностных лиц органов Федерального казначейства, принятые в ходе организации исполнения судебных актов, в судебном порядке.
Орган Федерального казначейства размещает на официальном сайте и информационном стенде наименование и адреса судов, которым подсудны дела об обжаловании решений, действий (бездействия) должностных лиц органов Федерального казначейства, принятых в ходе организации исполнения судебных актов.
Заявители могут сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, неправомерных решениях, действиях (бездействии) должностных лиц Управления, нарушении положений Административного регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики по номерам телефонов, указанных в указанном Административном регламенте, и по электронной почте Управления через Интернет-сайт в порядке, предусмотренном пунктами 8, 72 — 75 Административного регламента.
Федеральное казначейство в пределах своих полномочий обеспечивает рассмотрение жалоб граждан и организаций, поступивших непосредственно в адрес Федерального казначейства или направленных ему по принадлежности.
Обращения, содержащие обжалование действий (бездействия) сотрудников органов Федерального казначейства по вопросам организации исполнения судебных актов, направляются в Юридическое управление Федерального казначейства для рассмотрения и подготовки ответа. В этом случае ответ заявителю дается руководителем Федерального казначейства с информированием его о принятом решении.
Порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с БК РФ средства участников казначейского сопровождения регулируется главой 24.1 БК РФ.
Порядок исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных (автономных) учреждений, регулируется частью 20 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ.
С исполнительным документом, должником по которому является казенное учреждение, участник казначейского сопровождения, орган государственной власти, орган местного самоуправления, бюджетное и автономное учреждение гражданин вправе обратиться в Управление при условии, что в Управлении открыт лицевой счет должника.
Список получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, лицевые счета которых открыты в Управлении, размещен на информационном стенде в здании Управления, а также на официальном сайте Управления.
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с БК РФ средства участников казначейского сопровождения производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 БК РФ), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
Дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с копией определения суда о его выдаче.
Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, направляется на исполнение судом независимо от просьбы взыскателя. К такому исполнительному документу должна быть приложена копия судебного акта, на основании которого он выдан.
В случае обращения гражданина с исполнительным документом, должником по которому является бюджетное (автономное) учреждение, к исполнительному документу должно быть приложено заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности, удостоверяющей полномочия представителя.
Вышеуказанные документы могут быть представлены гражданином лично или через представителя, либо отправлены по почте.
Типичные ошибки, допускаемые гражданами при предъявлении исполнительных листов в Управление:
- отсутствует заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, либо в заявлении взыскателя указаны неверные реквизиты банковского счета, в связи, с чем невозможно перечислить денежные средства;
- к исполнительному листу, предусматривающему обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с БК РФ средства участников казначейского сопровождения, не прикладывается копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист;
- в случае предъявления исполнительного листа представителем взыскателя прикладывается копия доверенности, нотариально не удостоверенная.
В случае возникновения вопросов по порядку исполнения судебных актов, более подробную информацию можно найти на информационном стенде, оформленном в соответствии с требованиями Административного регламента, и на официальном сайте Управления.